Идеи и советы (для приверженцев традиционной фотографии)
Сувенир от Нептуна
Отшлифованная волнами морская и речная галька - прекрасный поделочный материал в умелых руках. Галька светлых тонов с ровной (плоской, выпуклой, вогнутой) поверхностью может послужить основой для создания оригинальных фотоизделий: сувениров, настенных медальонов, различных украшений и брелков. Тематика фотоизображений, наносимых на поверхность гальки, самая разнообразная - от живописных уголков природы до портретов. Конечно, технологический процесс изготовления подобных фотоизделий требует большого внимания и аккуратности. Работу начинают с тщательной очистки гальки от всевозможных налетов, грязи и соли. Далее гальку промывают в проточной воде, сушат, обезжиривают ее поверхность, слегка протирают пемзовой крошкой и вновь промывают. Окончательно гальку сушат при комнатной температуре в защищенном от пыли месте.
Отмечу, что технология получения фотоизображения на гальке определяется видом ее поверхности, то есть зависит от того, плоская ли эта поверхность или выпуклая (вогнутая).
Плоская поверхность. В этом случае на гальку наносят светочувствительную эмульсию, которая состоит из 30 мл яичного белка (альбумина), 3 г бихромата аммония и двух капель карболовой кислоты (последнюю добавляют для защиты фотослоя от воздействия микробов). Все компоненты последовательно растворяют в 300 мл дистиллированной воды, тщательно перемешивают, после чего раствор отстаивают, процеживают и по каплям добавляют в него нашатырный спирт. Как только оранжевый цвет раствора станет светложелтым, его можно применять для формирования светочувствительного слоя.
Итак, полученной эмульсией осторожно поливают поверхность гальки, используя для освещения лабораторный фонарь, затем сушат в темноте. Черно-белое негативное изображение получают контактным способом, накладывая выбранный негатив (эмульсионной стороной) на подготовленную поверхность гальки. Продолжительность выдержки - несколько минут. Изделие проявляют в теплой воде (30...35°С) и сушат. Светло-коричневый оттенок полученного изображения можно усилить, например 5%-ным спиртовым раствором анилинового красителя.
Выпуклая или вогнутая поверхность. Понятно, что для гальки с такой поверхностью описанный выше способ нанесения светочувствительного слоя не подходит, так как в этом случае образовать равномерный слой не удается. Здесь на поверхность гальки переносят готовый эмульсионный фотослой с изображением, полученным заранее на стеклянной фотопластинке. Делается это так. Прежде всего с выбранного черно-белого негативного изображения (пленки типа «ФОТО», ФН) контактным или проекционным способом на стеклянной диапозитивной фотопластинке типа ДП-ОК получают диапозитив. При контактной печати негатив и диапозитивный фотоматериал прижимают светочувствительными слоями друг к другу и экспонируют. Выдержку определяют опытным путем. Пластинку обрабатывают в проявителе СТ №1 в течение 3...4 минут до получения изображения средней плотности, затем изображение фиксируют и пластинку промывают. Обработку проводят при темно-красном фонаре (№107).
От стеклянной подложки фотослой отделяют в три этапа. После 3 минут поддубливания слоя в 5%-ном растворе формалина пластинку переносят на 2 минуты в 2%-ный раствор соляной кислоты, а снимают фотослой с изображением в 0,5%-ном растворе фтористого натрия, помогая себе скальпелем. Далее отделенный слой осторожно переносят в прохладную воду, где уже лежит галька, и, аккуратно его расправив, накладывают на соответствующий участок гальки. После сушки такое изображение можно ретушировать, тонировать в различные цвета или раскрашивать анилиновыми красителями.
Обратите внимание, что для более прочного соединения снятого с пластинки эмульсионного слоя с галькой поверхность последней предварительно «обрабатывают» желатиновым раствором (вода дистиллированная - 100 мл; желатин - 1 г; 5%-ный раствор хромокалиевых квасцов - 1,5 мл; спирт-ректификат - 0,4 мл). Желатин заливают частью воды и дают набухнуть, затем окончательно растворяют на водяной бане, после чего добавляют к нему при непрерывном помешивании оставшуюся воду и другие компоненты. Теплым раствором и «обрабатывают» (обливают) поверхность гальки, затем подсушивают. И еще не забудьте сухой эмульсионный слой диапозитива обрезать бритвой по шаблону, размер которого равен формату переносимого изображения.
Фотоплаток
Для получения фотоплатка подобранную ткань придется сначала пропитать 3%-ным профильтрованным раствором хлористого натрия (поваренной соли) и отжать ткань досуха. Затем ткань натягивают на рамку или пяльцы и при красном освещении лабораторного фонаря с помощью ватного тампона наносят на ткань 8%-ный раствор нитрата серебра в дистиллированной воде (подойдет и обычная дважды кипяченная вода). Выбранный негатив накладывают на ткань и экспонируют его 20 минут. Продолжительность экспонирования определяют опытным путем. Далее изображение проявляют и фиксируют в обычных фоторастворах, хорошо промывают, сушат и разглаживают горячим утюгом.
Фото на стекле
Для подобных фотографий необходимо полированное стекло, например, от очищенной стеклянной пластинки. Перед нанесением светочувствительного слоя поверхность стекла протирают кашицей из тонко просеянного мела, разведенного смесью воды и спирта-денатурата, взятых в соотношении 1:1. Светочувствительную эмульсию готовят в затемненном помещении при желтом свете. Ее состав: взбитый яичный белок - 90 мл; нашатырный спирт - 10 мл; бихромат калия - 2 г; жидкая черная тушь - 8 мл; вода - 12 мл. Белок нескольких яиц в течение нескольких часов взбивают в тугую пену, которую разбавляют небольшим количеством воды (части от положенной по рецепту). В другой части воды, подогретой до 40°С, растворяют бихромат калия или аммония. Оба состава сливают и добавляют к ним тушь. Малыми дозами, помешивая, вводят нашатырный спирт. 2...3 ч эмульсия отстаивается, после чего ее фильтруют через три слоя марли. На стекло эмульсию наносят мягкой кистью в два слоя. Причем один слой наносят, водя кистью в одном направлении, а второй - изменив направление движения кисти на 90°. Время сушки первого слоя - 30 минут, второго - 2 ч.
Кальку с нарисованным черной тушью изображением накладывают на эмульсию (тушью к эмульсии), прижимают сверху стеклом и экспонируют на солнечном свету около 3 минут.
Под действием света освещенные участки эмульсии задубливаются, неосвещенные смываются при проявлении, которое здесь ведут в холодной воде, снимая тампоном «незадубленные» участки. Промытую в воде пластину сушат, посыпают канифольной пудрой, излишки последней смахивают кистью, после чего пластину постепенно нагревают до 40...50°С.
Воздушная сепия
Если вы хотите, чтобы поверхность изображения черно-белого отпечатка стала по виду напоминать шлифовальную шкурку, придется приготовить отбеливающий раствор следующего состава:
Красная кровяная соль - 30 г
Бромистый калий - 10 г
Вода до - 1 л
В этом растворе снимки полностью отбеливают, затем промывают и слегка подсушивают, чтобы на поверхности не осталась вода. Потом с помощью пульверизатора на поверхность снимка равномерным слоем наносят сернистый натрий. В результате из светочувствительного слоя начинается «подъем» металлического серебра, как бы проникающего в капли сернистого натрия. «Достигнув вершины капли», частички серебра как бы «скатываются» по сферической поверхности капли на ее края, образуя по контуру капли серебристый «ореол». Фотоснимок 5 минут выдерживают на воздухе, затем промывают.
Черно-белая фотографика
При желании представить черно-белую фотографию в виде рисунка, выполненного четкими линиями, прибегают к технике фотографики, в основе которой лежит метод псевдосоляризации. Техника фотографики такова. На фототехнической пленке, например, ФТ-41, контактным или проекционным способом с цветного слайда делают негатив. В зависимости от того, какого вида изображение хотят получить, пленку проявляют в нормальном или контрастном проявителе. Понятно, что от степени проявленности негатива зависит характер конечного изображения.
Первое проявление заканчивают немного раньше, чем произойдет полная проработка деталей изображения на негативе. Затем негатив 1,5...2 минуты промывают в проточной воде и, не вынимая из воды, то есть под слоем воды, подвергают равномерной кратковременной засветке, используя для этого либо фонарь увеличителя, либо верхний свет. Далее негатив вновь проявляют (в результате этого и возникает эффект псевдосоляризации), ополаскивают и фиксируют. В случае получения чрезмерно плотного негатива (например, засветка была интенсивной, а второе проявление - достаточно полным) его обрабатывают ослабителем Фармера. После ослабления негатив окончательно промывают и сушат.
Удаление пятен с рук и ткани
Как известно, проявляющие растворы обладают способностью окрашивать руки, а то и рабочую одежду фотолюбителей в коричневый цвет, а также являются причиной появления на них серебряных или желто-коричневых пятен. Существует несколько способов, с помощью которых удается предупредить появление таких пятен на руках, а в случае, если они все-таки появились, - и устранить. Хочу сказать, что никакой фотолюбитель, работая с фотопленкой и фотобумагой, не погружает руки в проявитель и другие химические растворы. Как правило, у него оказываются испачканными только самые кончики пальцев, да и то не всегда. Но здесь мы для простоты будем говорить об испачканных руках.
Предупредить появление окраски на руках достаточно просто. Для этого после каждого соприкосновения с проявителем или фиксирующим раствором руки необходимо опустить в 5%-ный раствор уксусной, винной или лимонной кислоты, а затем, ополоснув в воде, насухо вытереть.
Можно также после проявления, фиксирования или тонирования протереть влажные руки обыкновенной поваренной солью, обмыть их чистой водой и насухо вытереть.
Для удаления пятен коричневой окраски руки ополаскивают в темно-фиолетовом растворе марганцовокислого калия, затем «обрабатывают» 5%-ным раствором метабисульфита калия, промывают водой и вытирают насухо. От стойких пятен поможет избавиться следующий раствор:
Вода до - 1 л
Марганцовокислый калий - 15 г
Серная 10%-ная кислота - 50 мл
Обращаем ваше внимание, что серную кислоту добавляют к раствору марганцовокислого калия только после полного растворения в воде всех его кристаллов, а раствор при этом непрерывно и быстро перемешиваю. Обработав руки в полученном растворе, их ополаскивают водой и погружают в свежий кислый фиксаж или в 5%-ный раствор бисульфита натрия. При необходимости подобную обработку повторяют. А слегка подогретый раствор способен удалять самые стойкие пятна.
Можно также смазать пятна раствором йодистого калия, а потом смыть раствор нейтральным фиксажем. Кроме того, пятна сходят, если натереть руки смесью следующего состава:
Хлорная известь - 25 г
Сернокислый натрий - 50 г
После обработки испачканных участков смесь смывают водой.
Чтобы избавиться от пятен желто-коричневой окраски, руки сначала обрабатывают в 1%-ном растворе марганцевокислого калия, ополаскивают водой, после чего переносят в 50%-ный раствор бисульфита натрия и держат там до исчезновения окраски.
Окрашенные места можно также смазать йодом, а через 3...4 минуты обработать нашатырным спиртом или ослабителем с красной кровяной солью. После подобной обработки руки обязательно моют с мылом.
Серебряные пятна от нитрата серебра обрабатывают сначала ослабителем Фармера, затем ополаскивают руки в фиксаже и после этого моют с мылом.
Неплохо очищает от пятен состав, содержащий следующие вещества:
Йод - 5 г
Йодистый калий - 5 г
Вода - 100 мл
В этом случае руки последовательно ополаскивают вышеуказанным раствором, нашатырным спиртом, водой, после чего насухо вытирают.
Избавиться от подобных пятен на ткани удается далеко не всегда, причем делать это приходится очень осторожно, чтобы не разрушить тканевый краситель.
Пятна с белой ткани удаляют в два этапа: сначала смачивают коричневое пятно 5%-ным раствором марганцевокислого калия, ополаскивают ткань водой, после чего образовавшееся темно-коричневое пятно смывают 10%-ным раствором бисульфита натрия или 3%-ным раствором метабисульфита калия. Если после окончательного ополаскивания водой пятна не исчезнут, операции повторяют.
Еще для очистки ткани используют раствор следующего состава:
Йод - 1 г
Йодид калия - 10 г
Вода - 100 мл
В этом растворе ткань держат до побеления пятна, затем последнее обрабатывают раствором тиосульфата натрия и 2%-ным раствором аммиака.
Для синтетических и цветных линяющих тканей эти способы не подходят.
Уход за лабораторной посудой
Чистота рабочего места, лабораторной посуды, фотобачков, кювет и другого оборудования - залог успеха в фотографии. Грязь, малейшая примесь постороннего вещества, оставшегося в сосуде, может не только изменить ход химической реакции, ухудшив качество получаемого изображения, но и уменьшить срок хранения фоторастворов и обработанных в них фотоматериалов. Поэтому после приготовления фоторастворов и окончания обработки фотоматериалов необходимо тщательно убрать рабочее место, помыть посуду и все оборудование.
Часто бывает, достаточно многократно ополоснуть посуду, фотобачки и кюветы горячей проточной водой, предварительно удалив грязь специальными щетками, «ершами», тряпками, губками.
Напомним, что обычно серебряные отложения образуются на стенках посуды при хранении в ней использованных растворов мелкозернистых проявителей, фиксажей, отбеливателей. Серебро со стенок удаляют, сначала используя теплый отбеливающий раствор, а после него - раствор фиксажа. Для этой цели подойдет и ослабитель Фармера.
От известковых осадков освобождаются либо механическим путем, либо растворяя их 2%-ным раствором соляной кислоты.
Фотобачки тщательно моют теплой водой со щеткой, особое внимание уделяя канавкам спирали, в которых могут образовываться различные солевые наросты или накапливаться остатки проявляющих веществ. Кроме того, на стенках фотобачков образуются также различные серебряные отложения и известковые осадки.
Кюветы, покрытые черным налетом металлического серебра, очищают ослабителем Фармера, для чего грязную кювету доверху наполняют этим ослабителем. Процесс очистки продолжается до 12 ч. После этого кювету тщательно промывают в проточной воде. Удалить осадок металлического серебра поможет также раствор следующего состава:
Марганцевокислый калий - 0,2 г
Серная концентрированная кислота - 5...6 капель
Вода - 100 мл
Очищенную кювету промывают слабым раствором питьевой соды и ополаскивают водой.
Кюветы, окрашенные проявителем, хорошо обрабатывает йодная тинктура, которая продается (во всяком случае продавалась раньше) в аптеках. Для этого в кювету наливают 6...10 мл тинктуры и, покачивая кювету, добиваются, чтобы тинктура омывала все ее стенки. Тинктура достаточно быстро очищает стенки кюветы, после чего кювету ополаскивают водой. Подобный раствор йода можно употреблять повторно.
Стенки кюветы со следами тиосульфата натрия хорошо очищает 20%-ный раствор кристаллической соли (Na2CО3 * 10Н2О).
Стеклянную и фарфоровую посуду хорошо очищает следующий раствор:
Двухромокислый калий - 5 г
Серная концентрированная кислота - 5 мл
Вода 100 мл
Раствор очень едок, поэтому очистку обычно осуществляют ватным тампоном, укрепленным на палочке. После обработки посуды ее обязательно промывают водой.
Вот более безопасный способ очистки стеклянной, фарфоровой, а также эмалированной посуды. В этом случае в посуду наливают чайную или столовую ложку уксусной эссенции (количество последней зависит от объема посуды) и, покачивая посуду, смачивают эссенцией ее стенки. Затем в посуду наливают небольшое количество горячей воды. В результате налет быстро «съедается» и легко удаляется водой. Труднорастворимые («упорные») осадки, образующиеся на дне и стенках стеклянных и фарфоровых сосудов при хранении в них проявителей и фиксажей, а также отбеливающих и тонирующих растворов поддаются воздействию раствора хромпика (хромовой смеси), включающим в себя следующие компоненты:
Бихромат калия - 50 г
Серная концентрированная кислота - 100 мл
Вода - 1 л
Хромовую смесь готовят так. В воде растворяют бихромат калия. Затем в полученный раствор осторожно небольшими порциями при интенсивном перемешивании добавляют серную кислоту. Хромпик готовят в термостойкой или толстой фарфоровой посуде, так как посуда из «нержавейки» будет очень сильно нагреваться. Очистку стеклянной посуды производят простым взбалтыванием в ней хромовой смеси. При желании посуду можно очищать и ватным тампоном на деревянной палочке. Этот высококонцентрированный раствор хромпика делает посуду чистой за 2...3 минуты, после чего ее придется несколько раз ополоснуть чистой водой. Хранят раствор в емкости с притертой пробкой.
Хорошо очищает грязную посуду смесь марганцевокислого калия и серной кислоты. Чтобы приготовить этот состав в 1 л воды растворяют 1 г перманганата калия, затем осторожно добавляют туда 1 мл концентрированной серной кислоты. После обработки этим раствором сосуд последовательно промывают 5...10%-ным раствором метабисульфита калия или натрия, раствором пищевой соды, теплой водой.