Воплощение стиля модерн в кованых изделиях Москвы начала XX века

Первое кованое творение было создано автором Родионовым для особняка Тарасова, находящегося в Скатертном переулке столицы. Оно датируется 1901 годом. В обычной краткой форме, здесь воплощаются главные принципы стиля модерн: криволинейное очертание проема, изящность извива кованых лент – стеблей, общность ассиметричности изделия. Технология производства достаточна проста: обвязка выполняется из полосовой стали с определенным сечением. Вертикальный стержень соединяется с обвязкой посредством сквозного шипа и образует несущий каркас, при котором кованая решетка приобретает свою привычную форму. По главному фону посредством сквозного шипа проходит лента из полосовой стали и пересекается с горизонтальным поясом. И лента, и пояс привариваются к вертикальному стержню. Простота эскизов и принципы их производства увеличивают их главные преимущества: изящество и своеобразное решение. Вторая решетка изготовлена тоже для цокольного окна дома по Среднему Овчинниковскому переулку. Общий рисунок в ней особенно развитый, она обогащена завершающими концами трех прутков и массивной вставкой цветка, произведенного посредством тонкой листовой стали. Этот прием примечателен для большинства изделий эпохи модернизма даже для лестниц. Технология производства по сравнению с решеткой в Скатертном переулке Москвы, не слишком измененная: в данном случае использованы двойные стальные полосы, а элементы кованой решетки соединены клепкой.

В целом, художественный металл эпохи модернизма весьма рациональный, несмотря на впечатление некой вычурности и изысканности. Мастер в своих идеях зачастую идет от технологичной обработки железа. Именно технология подсказывает ему решение композиционного плана. Следует отметить, что мастера тонко ощущали пластический характер металла, умело выявляли его красоту простейшими способами и подчас скромные кованые лестницы выглядели как единственное украшение фасада дома. Ярчайшим примером подобного мастерства служат кованые изделия, выполняемые при реконструируемом здании Московского Художественного театра. Все здание в целом и отдельные его элементы: начиная с фонарей и дверных ручек до логотипа на занавесе в образе летящей чайки – символ культурной жизни огромной эпохи, символ новейшей среды интеллектуалов. Декоративное направление периода начала XX века, весьма разнообразное и несколько пестрящее, однако, в металле оно разделяется на две разновидности: линейной декоративной композициозности и линейной композициозности с наличием массивных элементов. Преимущественную роль в модернизме играла кованая линия, служащая художественным выражением стиля. Посредством линии мастера подчеркивали свои идеи, а источником являлось прикладное искусство и тончайшая японская графика.