3D фотография своими руками (стереофотография)
Мы давно привыкли и смирились с тем, что фотографический снимок на плоском отпечатке, слайде не передает глубины пространства, не отражает объемности окружающих нас предметов. Некоторое представление о глубине и объемности дают светотень в очертаниях объекта съемки, а также сокращение линейных размеров его удаленных частей. Но все это только суррогат передачи трехмерного пространства. Однако почему все так происходит, коль скоро и мы сами, и объектив фотокамеры в наших руках видят одно и то же? Все дело в том, что мы воспринимаем окружающее двумя глазами; благодаря некоторому расстоянию между ними, левый глаз видит предмет чуть больше слева, а правый, соответственно, несколько больше справа. Обе эти картинки наш мозг синтезирует в единое объемное изображение. В отличие от нашего парного органа зрения, единственный объектив фотоаппарата воспринимает облик предмета только «в лоб», рисуя ближние и дальние планы в одной плоскости.
Но мириться с таким привычным положением вовсе не обязательно. Издавна предпринимались попытки достичь объемного видения мира фотографическим путем, снимая объект дважды (из отстоящих одна от другой точек), и затем рассматривая оба снимка одновременно, каждый «своим» глазом. Первая успешная попытка такого рода была осуществлена в 1844 г., когда еще в фотографии применяли светочувствительные материалы, содержащие галогениды серебра (так называемый дагерротипный метод получения фотоизображения). Позднее, когда фотографические процессы значительно упростились и стали доступны широким кругам любителей, стали выпускать камеры с двумя разнесенными объективами, делающие одновременно «левый» и «правый» снимки. Так, в проспекте торговой фирмы П.О. Гофмана («Склады фотопринадлежностей в Москве и Петербурге»), выпущенном в 1904 г., рекламируется солидно построенная стереоскопическая камера «Гиг». В советское время выпускались широкопленочные стереокамеры «Спутник», а для малоформатных апаратов типа «Киева», «Зоркого» производились стереоприставки, позволявшие с помощью зеркал уместить на стандартном кадре стереопару снимков. Нынче желающим любоваться чудом стереофотографии пришлось бы раскошелиться на дорогостоящие зарубежные модели; по этой причине отдельные фотолюбители создавали собственные конструкции стереокамер, используя для этого известные модели фотоаппаратов «Агат-18» и «Зенит». Для этого корпуса аппаратов сращивались, создавался единый фильмовой канал, управление затворами и объективами блокировалось, обеспечивая совместное управление.
Однако существует совсем простой, доступный всем путь получения стереоснимков обычным однообъективным аппаратом. Ведь стереопара получится не только при одновременной съемке «левого» и «правого» кадров двумя разнесенными объективами, но и при последовательной съемке объекта одним объективом, но с разных точек. К сожалению, в этом случае невозможно получать стереоснимки движущихся объектов. Главное при такой последовательной съемке объекта – обеспечить неизменность горизонтального уровня точек, из которых ведется фотографирование, а также направление камеры на объект. Поэтому вести съемку лучше с горизонтального упора. Расстояние между камерами, отсчитываемое между оптическими осями оптики в двух положениях – так называемая стереобаза, также должно находиться в определенных пределах. Расстояние в 65…70 мм соответствует восприятию нашего органа зрения, а вот увеличение этого расстояния до 110 мм дает преувеличенную передачу перспективы. Всем этим требованиям отвечает приспособление (рис. 1), с помощью которого удается получить качественные снимки для стереопары. Основа приспособления – направляющая с боковыми упорами, в пазе которой можно перемещать аппарат. На задней стенке направляющей укреплена вертикальная планка, несколько возвышающаяся над корпусом аппарата. В верхней части планки предусмотрено окошко-окуляр для простого рамочного видоискателя. Перед окошком крепят светонепроницаемую коробочку с кадроограничительным окном в передней стенке. Планку с видоискателем устанавливают так, чтобы она не мешала пользоваться спусковой кнопкой камеры ни в одном, ни в другом ее положении. Полезно выработать привычку делать снимки стереопары в определенном порядке, например, сначала левый снимок, а затем правый, что избавит от путаницы при монтаже кадров (в стереорамке для просмотра снимки трудно отличить друг от друга).
Для просмотра стереослайдов необходим оптический прибор-стереоскоп, который можно или купить, или изготовить самостоятельно. Устройство стереоскопа понятно из рис. 2. В светонепроницаемом корпусе с одной стороны установлены две собирательные линзы, позволяющие рассматривать картинки с расстояния 60…70 мм, с другой стороны корпуса размещены рамки с кадриками, а также матовое стекло, обеспечивающее равномерное освещение картинок при просмотре на хорошо освещенном фоне.