Рисуем пером по фотослою
Если вам захотелось нарисовать портрет любимой девушки, но нет уверенности в своих художественных силах, не спешите отказываться от своей высокой цели. А для начала присмотритесь к тому, как работают над портретом настоящие художники. Одни предпочитают длительные сеансы общения с натурой. Другие, не имея такой возможности, всматриваются в фотографическое изображение модели, перенося его на бумагу или холст. Воспользуемся фотоснимком и мы, внеся в рисовальный процесс некоторую рационализацию. Будем работать в технике, которая в художественных каталогах зовется кратко «тушь, перо». В этом случае сначала тушью, используя тонкое перо, обводят (прорисовывают) основные черты лица (а также нужные штрихи) непосредственно по фотоизображению, что позволит в точности сохранить все пропорции – главное, что «не дается» малоопытному рисовальщику. После прорисовки тушью по фотослою, полученное оптическим путем изображение удаляют вместе с фоном. Понятно, формат снимка должен отвечать размеру задуманного рукописного портрета. Значительно увеличенный отпечаток, видимо, проще заказать фотолаборатории, для которой придется либо сделать малоформатный негатив с натуры, либо репродуцировать имеющуюся фотокарточку.
Чтобы прорисовка получилась удачной, следует предварительно подобрать удобное перо и, как говорится, «набить руку», делая пробы на отпечатках скромного формата, которые нетрудно выполнить самому. Для передачи черт лица можно пользоваться скупыми, но выразительными линиями в духе рисунков Пикассо. При более сложной технике, напоминающей технику гравюры, выявляют светотени, то есть штриховкой изображению придают объемность. Такую детализацию удобнее выполнять после удаления фотоизображения, так как темные места его делали бы штрихи тушью слабо различимыми, что может привести к ошибкам.
Удаление фотоизображения связано с «мокрой» процедурой. А чтобы при этом рисунок тушью не расплылся, в кювету предварительно добавляют несколько кристалликов двухромокислого калия (другое название препарата – бихромат калия). Для удаления фотографической первоосновы рисунка можно использовать готовые «патентованные средства», например, ослабитель Фармера. В налитый в кювету раствор этого ослабителя погружают заготовку портрета. Необходимо помнить, что в указанный ослабитель, как и во многие другие фотореактивы, входят ядовитые компоненты, так что работа с ними требует аккуратности. Можно порекомендовать другой, проверенный и совершенно безобидный отбеливатель – йодную настойку. Возможны два технологических приема отбеливания с ее участием. Либо фотобумагу просто погружают в водный раствор настойки (процесс идет небыстро), либо протирают фотослой ваткой, навернутой на спичку и смоченной йодом. В этом случае фотоизображение исчезает практически мгновенно, а остающиеся на бумаге бурые пятна – явление временное. Пятна бесследно исчезают после «купания» портрета в простом фиксаже с обычной последующей промывкой в воде в течение 20 минут. Когда лист основательно просохнет, на нем можно проводить упоминавшиеся доработки рисунка. Лишние штрихи, небольшие затеки туши можно убрать аккуратным соскабливанием острым лезвием бритвы. Законченный портрет поместите в рамку под стекло; в таком виде это будет неплохой подарок предмету вашего внимания.