Делаем пыжи из туалетной бумаги
Приближалось открытие охоты на уток. Сухой порох у нас в пороховницах еще был. Осваивался процесс изготовления дроби на домашней дроболитне, изготовленной по рекомендациям В. Войтенко. благо кусок кабеля со свинцовой оболочкой и старые аккумуляторы имелись в запасе. А вот с пыжами вышла промашка. В начале перестройки запасали мыло, соль, спички, а о пыжах не подумали. В охотничьих магазинах их не было. Не оказалось у нас под рукой ни кошмы, ни старых валенок. Вспоминали, что в детстве тоже были подобные трудности. Тогда пыжи мы делали из «Пионерской правды», комкая обрывки страниц и заталкивая их в гильзы. И в те времена нас это вполне устраивало. Сейчас все уже достаточно избалованы возросшим качеством всего, что нас окружает, и такие дилетантские самоделки мы использовать не захотели. Однако после длинных раздумий все же решили вернуться к бумажным пыжам нашего детства, но не из «Пионерской правды», а из туалетной бумаги.
Известно, что пороховые пыжи предназначаются для обеспечения правильного движения дробного снаряда в стволе ружья при выстреле. А также для затруднения прорыва пороховых газов в дробовой заряд, то есть для обтюрации канала ствола. Поэтому пороховые пыжи должны быть эластичными и при выстреле плотно прилегать к стенкам канала ствола. Лучше всего удовлетворяют этим требованиям пыжи, высеченные из войлока, а также появившиеся в последние годы полиэтиленовые пыжи-стаканчики. Широко применяются пыжи и из древесноволокнистых материалов.
Число вставляемых в гильзу пыжей определяется опытным путем – суммарная его толщина должна быть такова, чтобы над засыпанным дробовым снарядом оставался свободный край гильзы высотой около 5 мм для установки дробового пыжа (картонной прокладки) и для закрутки гильзы. Пороховые пыжи из войлока и из древесноволокнистых материалов обладают равномерной плотностью и при выстреле не перекашиваются. Обеспечить подобные свойства пыжу, делая его из скомканных обрывков газетной бумаги, просто невозможно. А если деформацию пыжа при выстреле предсказать нельзя, то о каком постоянстве боя ружья может идти речь? В общем, пыжи должны иметь или постоянную плотность в поперечном сечении, или регулярную структуру, как например, пыжи, выполненные в виде рулона из одно- или многослойной ленты. На рис. 1 изображены снаряженные патроны для охотничьего ружья с пороховыми пыжами разного вида.
Придя к мысли, что у нас есть один выход – делать пыжи из бумаги в виде рулонов, мы начали экспериментировать. Пытались использовать бумагу разных сортов. Лучше всего пыжи у нас получились из туалетной бумаги АО «Эликон». Бумага тисненая, нерастягивающаяся. Без труда складывается в многослойную ленту, которая хорошо (практически без складок) сворачивается в рулон. На рис. 2 показана последовательность складывания куска туалетной бумаги в многослойную (шестислойную) ленту. Длину куска туалетной бумаги определили экспериментально. Она оказалась равной 70 см при ширине 10 см. При этом длина пыжа-рулона составила 18 мм при наружном диаметре 18,5 мм (под гильзу 12-го калибра). На рис. 3 показана техника сворачивания шестислойной ленты в рулон.
Установку и досылание пыжей-рулонов в гильзу при снаряжении патронов проводили традиционно, то есть с помощью воронки (рис. 4) и навойника (рис. 5) из прибора «Диана». На гильзу надевали воронку (внутренний диаметр последней равен внутреннему диаметру гильзы) и через нее вставляли пыж, поворачивая его по ходу намотки ленты, стараясь, чтоб он вошел в гильзу без загиба конца ленты. Затем навойником досылали пыж до упора. Остальные операции по снаряжению патронов производили, как обычно.
Испытывали патроны с новыми пыжами так, как это рекомендуется в книге «Основы спортивной охоты», выпущенной Военным издательством министерства обороны СССР в Москве в 1970 году. Для пробы снаряжали патроны особенно тщательно, взвешивая и порох, и дробь. Порох был марки «Сокол». Дробь, полученную на домашней дроболитне с помощью сита с отверстиями диаметром 2,5 мм (№7), просеяли и обкатали до шарообразной формы. Гильзы взяли охотничьи бумажные 12-го калибра с капсюлем-воспламнителем «Жевело-мощный». Картонные прокладки имели толщину 1,5 мм. Стреляли из двухствольного охотничьего ружья Иж-58 М выпуска 1975 года с дульным сужением левого ствола – 1 мм и правого ствола – 0,5 мм (длина ствола 725 мм).
При испытании патронов нас интересовали кучность, резкость и постоянство боя, а также равномерность осыпи дробового снаряда. Ведь все эти показатели в значительной мере зависят от свойств порохового пыжа – его способности защитить дробный снаряд от проникновения в него пороховых газов по всей длине ствола. Словом, задача перед пыжом ставится весьма сложная, так как при выстреле в стволе создается давление около 750 атмосфер! То есть на пыж и дробь в ружье 12-го калибра действует сила, равная 2 тоннам. Эта сила в стволе длиной 725 мм разгоняет дробовой заряд до скорости, равной 375 м/с. При движении по стволу пороховой пыж испытывает огромные нагрузки, прижимаясь к дробовому снаряду и к стенкам канала ствола. Поэтому в результате трения за какие-то тысячные доли секунды он успевает истереться (особенно если стенки канала ствола не очень гладкие), вследствие чего пропускает часть пороховых газов в пороховой снаряд и в дульную часть ствола. Вылетев из ствола компактной массой, дробовой снаряд, заполненный сжатыми под значительным давлением газами, разбрасывается ими во все стороны, что, понятно, значительно снижает качества боя ружья. Лучшую обтюрацию, напомним, обеспечивают полиэтиленовые пыжи-стаканчики.
На рис. 6 приведен график распределения давления пороховых газов в стволе ружья при выстреле дробовым снарядом, а также дана схема разброса компактного дробового снаряда проникшими в него пороховыми газами при вылете из ствола. Поскольку головные дробины, получив дополнительный импульс вперед, летят к цели быстрее средних, а задние дробины из-за импульса назад замедляют свой полет, дробовой снаряд «растягивается» в направлении стрельбы, при этом дробины летят к цели с различными скоростями. Из книги «Основы спортивной охоты» известно, например, что на дистанции 40 м для дроби №7 скорость задних дробин составляет всего 100 м/с, головных – более 178 м/с. Объяснение причин такого поведения дроби в книге не приводится, зато даются рекомендации, как повысить кучность боя. Так, предлагается пересыпать дробовые снаряды картофельной мукой (крахмалом), тальком и другими сыпучими веществами, которые должны заполнить все промежутки между дробинами и не допустить в снаряд сжатые газы. Мы понимали, что наши пыжи из туалетной бумаги не станут лучше полиэтиленовых пыжей-стаканчиков, но надеялись, что с войлочными они будут соревноваться на равных. Поэтому мы подготовили для испытаний несколько патронов с одинаковыми навесками пороха и дроби не только с нашими бумажными пыжами, но и с войлочными.
Для мишени склеили два куска обоев, получив в результате лист 120x120 см (таких мишеней подготовили несколько). В центре листов (с изнанки) начертили круги диаметром 75 см, в центре которых приклеили силуэты уток, вырезанные из черной бумаги. Мишени укрепляли на деревянном щите из досок, одна из которых (в центре щита) была новая сосновая и строганая – по ней мы собирались определять резкость боя. Не очень-то полагаясь на верность своих рук и глаз, ружье надежно закрепили «вверх ногами» на недостроенном срубе бани, который располагался на расстоянии 32 м (чуть меньше требуемых 35 м) от глухой стены дома, где был прибит щит для мишени. Ружье закрепили за стволы с помощью стальных хомутов, резиновых прокладок и шурупов (рис. 7).
После первых двух выстрелов по мишени (прицел велся через стволы) определили центры осыпей дробового снаряда, откорректировали положение центра мишени на щите, обозначив его гвоздем (эти выстрелы мы осуществили патронами с войлочными пыжами). Следующие два выстрела сделали патронами уже с нашими пыжами. Центр осыпи совпал с центром мишени. Это уже свидетельствовало об идентичности свойств зарядов. Мы были довольны. Теперь требовалось провести количественную оценку. Для экономии боеприпасов стреляли только из левого ствола (чок). Кучность боя у патронов с войлочными пыжами и с пыжами из туалетной бумаги была одинаковой (около 55%). Этот показатель оказался несколько ниже паспортного (63%).
Резкость боя определяли по глубине проникновения дробины в сухую сосновую доску, измеряя эту глубину с помощью штангенциркуля с нутромером. В центре мишени до дробины от поверхности доски оказалось около 2,5 мм, то есть резкость боя была хорошая. В дробовых снарядах из нашей самодельной дроби насчитывалось около 350 дробин. Средняя кучность для пяти выстрелов составила 193 дробины. Разница кучности лучшего и худшего выстрелов – 44 дробины. Таким образом постоянство боя оказалась удовлетворительным.
Равномерность осыпи проверялась с помощью силуэта утки, вырезанного из «рентгеновской» прозрачной пленки (эмульсию смыли), который перемещали по мишени с пробоинами. Обычно в силуэте оказывалось от 3 до 7 пробоин от дробин – показатель хороший.
После стрельбы из неподвижно закрепленного ружья мы сделали еще несколько выстрелов по силуэту утки (рис. 8 ) с руки стоя дробью №5 (диаметр 3 мм). Все утки были убиты! Мы отлично подготовились к охоте. Кстати, и поохотились мы неплохо.
Пыжи в виде рулонов, свернутых из сложенных вдоль в шесть слоев полосок туалетной бумаги, оказались не хуже войлочных. Видимо, структура наших пыжей позволяла им при выстреле сильно сжиматься в направлении вдоль ствола и одновременно расширяться в диаметре, обеспечивая хорошую обтюрацию.
При стрельбе мы постоянно следили за состоянием пыжа после выстрела. Тлеющих или подгоревших не было, что позволяло по безопасности приравнять их к покупным. Однако наши пыжи по сравнению со стандартными войлочными обошлись нам в 10 раз дешевле. Считаем, что наш опыт пригодится многих охотникам.
Если рекомендации по изготовлению дроби в домашних условиях носят несколько провокационный характер, поскольку свинец в слитках в магазинах не продается, а традиционно добывается охотниками из оболочек силовых кабелей, то с использованием туалетной бумаги в смысле законности – все в порядке, так как сейчас ее без всякого блата легко купить в любой глуши, даже в наших местах, где она еще несколько лет назад считалась непозволительной роскошью.
Убивать ради удовольствия, последнее дело падшего человека. Именно падший, потому что в охотниках нет высоко нравственности, зато много самомнения.