Стальные тросы
Металлические тросы представляют собой достаточно сложный вид металлических изделий, который нашел широкое применение в различных областях народного хозяйства.
Стальной трос (канат) является основной грузонесущей деталью грузоподъемной и строительно-дорожной спецтехники и успешно используются для перемещения грузов и людей.
Стальной трос изготовлен из спирально перевитых прядей стальной проволоки. Такая конструкция обеспечивает высокую прочность и гибкость данных изделий.
Все современные канаты подразделяются по следующим характеристикам:
- по конструкции;
- по виду материала сердечника;
- по типу свивки проволочных прядей;
- по способу и направлению свивки троса.
От этих параметров зависит применение данного изделия и особенности его эксплуатации.
Конструкция
Стальной трос производится свиванием нескольких прядей катаной проволоки, которые предварительно перевиты между собой по спирали. Проволока (катанка) может быть одинакового или разного диаметра. В последнем случае, для увеличения прочности, внутрь пряди помещают свитую прядь тонкой катанки, окружая ее более толстыми прутьями. С этой же целью в центр каната помещают специальный сердечник.
Классификация тросов
Все современные стальные канаты можно подразделить по виду свивки:
- одинарной;
- двойной;
- тройной.
По типу касания слоев проволоки различают следующие варианты: точечное (ТК) и линейное (ЛК).
Для работы на барабанах или блоках следует выбирать стальной трос с маркировкой ЛК, так как срок их эксплуатации в этом случае значительно дольше, чем у ТК. Изделия, в которых предусмотрено точечное касание, характеризуются меньшей гибкостью и используются в тех случаях, когда необходимы линейные усилия.
Для того чтобы придать канату большую прочность, в его конструкцию часто включают сердечник. Он выполняется из металла (сталь) или органической ткани (полимеры, хлопок и пр.). Наличие сердечника обязательно указывается в маркировке.
Кроме того, важной особенностью стальных канатов является их способность к раскручиванию. Нераскручивающиеся изделия (Н) более практичны, они не склонны к образованию петель и узлов и поэтому более долговечны. Однако в некоторых случаях более оправдано использование раскручивающихся моделей (Р).
Направление свивки имеет большое значение только при работе троса с использованием гладкого барабана. В маркировке указывается направление свивки изделия: левое (Л) или правое (П). Если же предполагается подвешивание грузов на крюке крана или грейфера, то лучше всего использовать четное количество тросов разной свивки, это позволит избежать раскручивания.
Канаты двойной или тройной свивки могут различаться по направлению:
- крестовая;
- односторонняя;
- комбинированная.
Эта характеристика троса определяет область его использования. В случае работы изделия на блоке с канавками, плоском ободе или на подъемном кране лучше всего подходит крестовая свивка. Если конструкция агрегата такова, что кручение каната отсутствует (линейные нагрузки), то применяется стальной трос с односторонней свивкой.
Для того чтобы увеличить срок эксплуатации стальных тросов, предусмотрено покрытие поверхности составляющих элементов. Чаще всего для этой цели используется цинк, реже – полимерные смолы. Подразделить канаты по виду покрытия можно на следующие:
- без покрытия;
- покрытие цинком для работы в средне-агрессивных условиях (С);
- покрытие цинком для агрессивных (жестких) условий эксплуатации (Ж);
- покрытие цинком для особо жестких условий использования (ОЖ).
Кроме того, маркировкой предусмотрено следующее назначение стальных канатов: Г - грузы и ГЛ – в этом случае возможно перемещение грузов и людей.