Аккумулятор на обследовании
Автомобилисты знают, что от состояния аккумуляторной батареи зависит легкость запуска двигателя, что особенно сказывается в холодное время года. Понятно, аккумулятор при низких температурах "слабеет", масло в двигателе густеет, так немудрено, что двигатель зимой запустить не всегда удается.
Как же правильно следить за "здоровьем" автомобильного аккумулятора? Оказывается, для проведения всех процедур диагностики состояния аккумуляторной батареи необходим всего лишь один вольтметр. Последовательность операций по диагностике следующая.
Измеряем напряжение непосредственно на клеммах аккумуляторной батареи. Без нагрузки оно должно составлять 12,6 В. Включив дальний свет фар, то есть нагрузив аккумуляторную батарею током около 6 А, снова проверяем напряжение. Если оно снизилось до 11,5 В, то все нормально, а вот если оно упадет еще ниже, то следует поставить батарею на подзарядку и после этого снова измерить напряжение. Если под нагрузкой (дальний свет) напряжение на батарее опять будет менее 11,5 В, то батарею необходимо заменить на новую.
Следующую операцию с замером напряжения производят при штатном пуске двигателя (при включении стартера). В этом случае напряжению "разрешается" снизиться до 9 В. Если вольтметр покажет меньшее напряжение, то налицо какие-то неполадки в системе. Начинайте проверку со стартера, который потребляет слишком большой ток, что происходит скорее всего из-за короткого замыкания в стартере или пробоя изоляции его обмоток.
Следующие операции по проверке работоспособности аккумулятора производят при работающем двигателе. Обычно при работе двигателя на холостых оборотах (без включенных потребителей электроэнергии) напряжение на клеммах аккумуляторной батареи составляет от 13,5 до 14,5 В. Увеличьте обороты двигателя (примерно до 2000 об/мин). В этом случае при хорошей работе регулятора напряжения на генераторе напряжение на клеммах аккумуляторной батареи не должно измениться. Повышение напряжения на клеммах при увеличении оборотов свидетельствует о плохой работе регулятора напряжения, из-за чего идет перезарядка аккумулятора, приводящая к "выкипанию" электролита. Учтите, что повышение напряжения свыше 14,6 В приводит к необратимой порче аккумулятора.
Убедившись, что все вышеперечисленные операции по проверке дали положительный результат, включаем фары при работающем на холостых оборотах двигателе. Напряжение на клеммах аккумуляторной батареи не должно упасть ниже 12,6 В. Если же оно окажется ниже этого уровня, то это может свидетельствовать о проскальзывании приводного ремня (необходимо проверить натяжение ремня генератора) или плохом состоянии контактного узла (придется проверить щетки генератора). Реже к такой неисправности приводит повреждение обмоток генератора.
Ну, и последнее измерение, не относящееся к определению состояния аккумуляторной батареи, но имеющее важное значение для обеспечения эффективности запуска. Поскольку вольтметр у вас в руках, то проверьте состояние контактов до катушки зажигания. Для этого необходимо измерить напряжение на участке от "минуса" аккумуляторной батареи до катушки зажигания. Падение напряжения на этом участке не должно превышать 1 В, и если оно больше, то необходимо проверить состояние контактов во всей цепочке - контактов замка зажигания, контактов в разъемах жгутов проводки, контактов предохранителей.
Для проведения измерений вам понадобится вольтметр постоянного тока с пределами измерений 15 В и 2,5 В. И чем точнее прибор, тем лучше.