Ажурная ваза из орехов
Нет предела человеческой изобретательности и фантазии! Однажды по случаю пришлось побывать мне в доме, где почти все вещи (начиная от мебели и кончая мелкими безделушками) были сделаны хозяевами этого своеобразного дома-музея. Квартиру украшали кресла, сработанные из причудливо изогнутых стволов деревьев, модели старинных парусников, украшенные резьбой сундуки. Куклы в национальных костюмах народов Европы, выполненные из початков кукурузы, получились, как на рекламной картинке. Чай мы пили на кухне, которая походила на горницу избы, так как стены кухни были "облицованы" обычным горбылем. Но дольше всего мой взгляд задержался на кружевной вазы из маньчжурских орехов, поскольку дома у меня без дела пылился на антресолях полный мешочек точно таких же орехов. "Вот тем и отличается мастер от неумельца, что первый из всего умудряется сделать красоту",- подумала я тогда.
А история наших орехов такова. Несколько лет назад мы с младшим сыном вернулись в Москву из экспедиции и отправились на аттракционы в Парк культуры и отдыха, где случайно набрели на какие-то огромные деревья с листвой, напоминающей листья грецкого ореха. Под деревьями нашли и сами "грецкие" орехи, во всяком случае они были похожи на грецкие, только имели несколько странноватый вид: заостренные с обоих концов, чересчур морщинистые и продолговатые. Набрали мы тогда этого добра полную сумку, поскольку конкурентов по сбору даровых орехов у нас не было. Потом мы поняли, почему не нашлись другие желающие полакомиться орехами: дома нам с трудом удалось раздолбить один орех. Но внутри он оказался вообще не похожим на грецкий. Съедобное ядро маньчжурского ореха (а это оказался он) было упрятано в извилистых ходах-каналах, а извлечь оттуда в общем-то вкусную начинку возможно было только с помощью шила да и то по микроскопическим частицам.
Выбрасывать полную сумку неизвестно для чего нужных орехов (хоть и малосъедобных) было жалко. Хорошо, что нашлись знакомые знакомых, подсказавшие, для чего годятся маньчжурские орехи и как с ними следует обращаться. Оказывается, обычно из них делают женские украшения (серьги, бусы, браслеты, кулоны). Для этого орехи распиливают на тонкие диски, получая ажурные элементы будущих украшений.
Итак, по совету "человека знающего" мы всей семьей по очереди стали "распускать" орехи на пластины-заготовки (рис. 1) толщиной 2...3 мм, чтобы затем сделать какую-нибудь ажурную вещицу. Правда, поначалу на качестве заготовок сказывалось наше неумение пилить ровно, поэтому на дисках получали зазубрины и других корявости. Но, даже абсолютно не имея сноровки, приобрели ее буквально через пару орехов: диски удавались практически ровные по толщине и с гладкими срезами. Далее начали очищать каналы и извилистые ходы от остатков орехового ядра с помощью тонкого шила. Справились и с этой работой. Но потом обстоятельства прервали наши отношения с маньчжурским орехом.
Кто сказал, что способность сделать для себя понравившуюся вещицу - удел талантливых? Именно так думала и я когда-то. И никакая сила не заставила бы меня изменить свое мнение и снова взяться за наши орехи, если бы не ваза, от которой было невозможно отвести глаз. Так что все-таки решила попробовать повторить без художественного таланта и опыта подобное кружевное чудо. А тут еще под руку попал старый журнал "Наука и жизнь" со статьей "Маньчжурский орех - природное кружево", где говорилось о технологии изготовления подобных ваз. (Кстати, рисунки взяты из этой статьи.)
Оставалось только достать с антресолей заготовки, подчистить каждую надфилем и собрать вазу. Теперь все было проще, так как самую нудную часть работы уже выполнили много лет назад.
В качестве основы, на которой мне посоветовали формовать вазу, выбрала пятилитровую банку из-под маринованных огурцов и помидоров венгерского производства. Перевернула ее вверх дном и надела на боковину резиновое кольцо (сын вырезал его из старой автомобильной камеры), которое помогло удержать на поверхности банки первый ряд овалов-дисков. Понятно, что расстояние от дна банки до кольца и составило высоту вазы (в нашем случае это 15 см). На кольцо плотно уложила первый ряд заготовок. В тех местах, где диски соприкасались торцами, смазала диски клеем "Момент". После того, как клей схватился, и диски образуют достаточно прочный ободок (поясок), начнем набирать второй ряд, устанавливая его на первом и приклеивая заготовки друг к другу. И так набираем ряд за рядом, пока не закроем ореховыми дисками всю боковую поверхность банки (рис. 2), а затем и ее дно.
Собранную из дисков вазу некоторое время еще подержим на стеклянной форме-основе, чтобы клей надежно "схватился", после чего снимем ажурную ореховую оболочку с банки. Далее нанесем слой лака на внутреннюю и наружную поверхности вазы. Подождав, когда высохнет первый слой лака, покроем вазу вторым слоем. В результате ваза приобретет достаточную жесткость и прочность, чтобы использовать ее в качестве подставки для фруктов или держать в ней конфеты.
Моему кружевному творению нашли применение в качестве каркаса для другой вазы - из бананов. Последние располагаем в "ореховой" вазе наподобие долек в апельсине и во внутреннее пространство между бананами укладываем другие фрукты. И знаете, создается полная иллюзия богато украшенного восточного стола!