Делаем абажур своими руками. Различные конструкции абажуров
Технология изготовления абажуров из проволоки и ткани уже описана в альманахе Сделай сам №5 за 1995 год. Автор В. Примаков достаточно подробно описал процесс изготовления абажура, правда, допустил ошибку в размерах. Абажур с диаметром 1200 мм может быть разве что у Гуливера. Скорее всего автор имел в виду длину (периметр) проволоки для большого кольца. Кроме того, следует отметить, что абажур хоть и возвращается в нашу среду, но он уже не тот, что был у бабушки. Сами знаете, что все течет, все изменяется, и здесь абажур не исключение. Более того, он старается шагать в ногу со временем. Конечно, люстра, пожалуй, навсегда вытеснила абажур из общественных мест. А вот абажур в последнее время полюбил укромные места, создавая уют для узкого круга своих «сторонников».
Да, бабушкины абажуры еще способны постоять за себя, однако время диктует свои требования, так что им приходится перевоплощаться, становясь более практичными и менее требовательными к себе, точнее, уходу за собой. В Финляндии, к примеру, большой популярностью пользуются абажуры из шпона. В Румынии и Болгарии во многих барах встречаются абажуры, плетеные из лозы, во Вьетнаме – из рисовой соломки. Также нельзя не отметить, что абажуры тоже «болеют» модой и всегда активно следуют за ней. Я думаю, абажуры, как и люди, отличаются не только формой, у каждого из них есть что-то еще, притягивающее нас к себе.
Однако от лирики перейдем к делу. Чтобы изготовить настоящий абажур, мастеру нужны не только практические навыки, он должен обладать еще и художественным вкусом, а также чувствовать стиль, чтобы его абажур стал абажуром с большой буквы. При этом мастер также должен предвидеть те недостатки, которые могут обнаружиться в его работе по истечении некоторого времени. Искусственные ткани, к примеру, хорошо просвечиваются и передают свой тон и цвет предметам интерьера, но если такую ткань долго не подвергать чистке, то на ней становятся видны следы жизнедеятельности некоторых насекомых, тех же мух. Другие ткани либо слишком плотные или быстро выцветают (линяют). Кроме того, подобные ткани собирают на себе много пыли и при их применении следует продумать возможность смены изготовленных из них чехлов без лишних хлопот.
Чаще всего ткани для чехла выбирают по желанию или по возможности, но все же нельзя не учитывать особенностей интерьера и вкусов людей, для которых абажур предназначен. Умная и практичная хозяйка может сшить чехол абажура даже из вышедших из моды рубашки или платья, но при этом с помощью вышивки, плетения, вязания, шитья и даже выжигания по ткани так украсит абажур, что он станет объектом повышенного внимания в доме. Создавая абажур, можно подойти к делу и с некоторым юмором, например, напротив любимого места каждого члена семьи нанести на абажуре надписи с каким-нибудь намеком или пожеланием. Дополнительную информацию о нестандартном украшении абажура Вы можете найти в нашем альманахе №№ 2 и 3 за 1995 год (работы О. Моревой и Л. Новгородцевой), №№ 3 и 4 за 1996 год (работы Е. Курлевской и Г. Федотова). Хочу также отметить, что для изготовления абажуров пригодны самые разнообразные подручные материалы: шпон, лоза, тростник, прутики проса, соломки и т.п. Но мы здесь рассмотрим только поделки из шпона.
Для такого абажура потребуется светлый шпон, который в настоящее время большая редкость. Но кто ищет, всегда найдет. К тому же часто случается, что когда одному человеку что-то нужно, у другого это «что-то» есть, но он не находит ему применение. А если у кого-то появилось острое желание изготовить абажур из шпона, то последний можно «извлечь» из простой фанеры. Конечно, придется столкнуться с некоторыми трудностями и потерями, так как для абажура нужны только полосы с продольным расположением волокон.
Изготовление шпона из фанеры
Из листа фанеры, желательно 3-слойной (толщиной 3…5 мм) выпиливаем полоски необходимых размеров (с некоторым запасом). При этом в подготовленных полосках желательно, чтобы у наружных слоев шпона волокна располагались по длине, так как в этом случае для абажура мы получим на одну полоску шпона больше. Полоски фанеры помещаем в ванну, кладем сверху груз и заливаем водой. Полоски периодически переворачивают, проверяя при этом, как они расщепляются. Форсировать процесс отмачивания нельзя – возникнут дефекты. При расщеплении фанеры разрешается прилагать совсем небольшие усилия, а как только слой шпона удалось отделить, его вынимают из воды. Долгое пребывание в воде приведет к почернению и скручиванию шпона.
С отделившихся полосок шпона удаляем лишнюю воду и каждую из них помещаем между досками таких же размеров, укладывая сверху тяжелый груз. Для ускорения просушки можно сверху и снизу шпона положить полоски сухой бумаги (ткани), а после их пропитки водой заменить такими же сухими. После просушки с полосками шпона из фанеры работаем точно так же, как и с обычным шпоном. Об этом написано во многих книгах для самодельщиков. И все же, если возникнут проблемы со специальным инструментом, то проще всего обойтись узкополосным скотчем. Наклеив последний на карандашную разметку на шпоне, скотч легко будет резать простыми острыми ножницами.
Абажур «Сеньор Тыква»
Такой абажур очень прост в изготовлении, поэтому к работе над ним можно привлечь детей, чтобы они сами участвовали в создании уюта в своей детской комнате. Для работы, кроме инструмента, потребуются:
3 полоски шпона 150х1500 мм;
3 полоски шпона 150х1250 мм;
диск из 5-миллиметровой фанеры диаметром 150 мм;
кольцо из такой же фанеры (внешний диаметр 150 мм, внутренний – 120 мм);
лист бумаги (подойдет газета) размером 600х600 мм;
патрон с лампочкой и электрошнуром.
Приступая к изготовлению абажура, прежде всего на лист бумаги наносим схему расположения полосок шпона (рис. 1,а) и согласно схеме отдельно склеиваем между собой длинные полоски (рис. 1,б) и отдельно короткие. Потом склеиваем оба комплекта полосок друг с другом так, чтобы между соседними полосками был угол в 30° (рис. 1,в).
Со стороны коротких полосок по центру наклеиваем кольцо из фанеры, а когда клей просохнет, острым ножом удаляем шпон из отверстия кольца. Кромку кольца обрабатываем шлифовальной шкуркой. Далее переходим к изготовлению собственно абажура, для чего полоски шпона придется загибать. Во избежание сколов при сгибах края полосок желательно на время их сборки усилить скотчем. Для формирования абажура подберем подходящий упор (деревянный брусок), установим на нем диск из фанеры и к последнему попарно встык приклеим сначала короткие, а потом и длинные полоски (рис. 2). Лучше всего для склеивания шпона подходит клей «Момент».
Отверстие в диске для электрошнура делают очень осторожно, так как шпон весьма капризен при сверлении. Поэтому не лишне предпринять защитные меры – сверлить отверстие через кусок плотно прижатой к шпону деревянной дощечки. Сверху абажура можно расположить декоративный колпак. Замечу, что изготовителю абажура необходимо решить, когда и как покрасить абажур, ибо если заранее покрасить лаком подготовленные полоски шпона, то их будет трудно склеивать, а при покраске полосок собранного абажура появляются недоступные для лака места.
Абажур «Тюрбан Хан»
«Тюрбан Хан» – тот же «Сеньор Тыква» только с более широкой горловиной, что делает абажур очень похожим на мужской головной убор (чалму) жителей юго-восточных стран (рис. 3). Как уже говорилось, размеры горловины «Тюрбан Хана» значительно больше фанерного кольца «Сеньора Тыквы», поэтому технология сборки здесь будет другая (рис. 3).
Лучше всего горловину выточить на токарном станке, на котором, кстати, для абажуров можно делать и другие токарные декоративные изделия. А горловину для «Тюрбан Хана» удобнее всего выточить из деревянной заготовки, укрепив ее на токарном станке с помощью планшайбы. Как полоски шпона крепят к горловине, понятно из рис. 3.
Для оригинальности можно придать электрошнуру абажура форму спирали. Для этого выбранный шнур аккуратно наматываем на круглый прутик и опускаем в кипяток (90…95°С) на 10…15 мин. После остывания шнур сохранит форму спирали. Правда, под тяжестью абажура спираль может растянуться. Так что наличие спирали ставит перед мастером вопрос, как не дать спирали деформироваться.
Решение здесь простое. К крюку для абажура на потолке привязываем рыболовную леску диаметром 0,15…0,2 мм, леску пропускаем через спираль шнура и привязываем к рыболовному крючку, укрепленному на абажуре. А если завязать на леске несколько петель на разной высоте, то можно и регулировать высоту абажура над столом.
Абажур «Каскад»
Для подобного абажура необходимо изготовить фанерный каркас. При желании его можно выполнить широкой частью вниз или вверх (рис. 4). В первом случае тогда абажур будет освещать большую площадь, во втором – меньшую. Как вы видите, абажур состоит из трех цилиндрических поверхностей разного диаметра. Для склеивания ровного цилиндра из шпона удобнее всего применить (не смейтесь!) обычную кухонную кастрюлю. Шпон слегка смачивают в воде и накладывают на корпус кастрюли, склеивая концы полоски внахлест. Между шпоном и корпусом кастрюли желательно проложить лист бумаги – это поможет снять готовый цилиндр с кастрюли. Но это еще не все, так как для прочности надо наклеить на края цилиндра 1…2 полоски шпона шириной 15…20 мм. А пока цилиндр еще на корпусе кастрюли, на него можно нанести (или приклеить) узоры или орнаменты.
Абажур «Витязь»
Абажур «Витязь», приведенный на рис. 5,а, по форме скорее всего напоминает боевой шлем русского витязя. Рядом с ним расположен абажур «Золотой купол» (рис. 5,б) – гибрид «Тюрбан Хана» и «Витязя». Для изготовления абажура «Витязь» понадобятся некоторые навыки черчения, так как его лепестки (их 12 штук) имеют «своенравную» форму. Поэтому для них лучше всего сначала начертить и изготовить шаблон. Как построить лепесток понятно из рис. 6. Рисуем наш абажур в натуральную величину. На рис. 6,а у нас получится вид сбоку крайнего правого лепестка (этот вид лепестка выглядит, как изогнутая линия), а на рис. 6,б мы построим вид этого лепестка сверху (этот вид получился в форме треугольника). Далее рассечем эти виды рядом параллельных плоскостей. Понятно, что на рис. 6,а точки пересечения плоскостей с контуром лепестка разбили этот контур на отдельные участки, и если отложить эти участки на прямой линии, получится длина прямого (неизогнутого) лепестка. По рис. 6,б можно определить ширину лепестка в тех же точках пересечения лепестка плоскостями. Таким образом, зная ширину лепестка в том или ином месте (по высоте), легко построить сам лепесток. Например, в точке 1 (рис. 6,а), находящейся в нижней части лепестка, ширина последнего составит а (рис. 6,б). Это расстояние и откладываем с помощью циркуля на рис. 6,в. Точка отстоит от точки (рис. 6, а) на расстоянии в, а ширина лепестка в точке (рис. 6,б) равна с. Откладываем и эти параметры на рис. 6, в. И так далее. В итоге лепесток принимает форму бутылки.
Изготовление абажура начинаем, приклеивая лепестки к основанию – перпендикулярно к двум полоскам шпона, длина каждой из которых равна окружности абажура. Лепестки располагаем перпендикулярно полосам основания, причем с внешней стороны лепестков располагаем широкую полосу, а с внутренней – узкую стороны. Потом аккуратно сгибаем полосы основания в круг, желательно на какой-нибудь форме (колодке) и склеиваем оставшиеся концы полос основания внахлест.
Верхние концы лепестков приклеиваем к наконечнику, заранее выточенному на токарном станке. Кольца нанизываем по своему усмотрению.
Абажур «Праздничный»
«Праздничный» – самый привлекательный и самый сложный из всех вышеупомянутых абажуров. Такой абажур в корне отличается от них не только формой, но и мобильностью. Как видно из рис. 7, абажур состоит из двух отдельных частей – боковой (гирлянды) и нижней (каскада).
Каркас абажура состоит из 19…25 одинаковых фанерных полосок, а между ними – склеены «гармошкой» листы шпона такой же формы. Число полосок каркаса зависит от вашего желания. Каскадное дно состоит из нескольких диагональных полосок фанеры и 8…10 цилиндров из узкополосного шпона. Листы шпона гирлянды склеивают между собой челночным способом, то есть, если растянуть готовый блок, то у нас получится зигзагообразная конструкция. Остальные мелочи сборки абажура не так уж и важны, чтобы о них упоминать.
Абажур «Кольчуга»
Это самый легкий и самый доступный способ изготовления оригинального «копеечного» абажура. На дачных участках многие выращивают просо для веников. В нашем случае понадобятся верхние части растения – веничные прутики. При созревании проса сортируем верхние части по длине и толщине и досушиваем на солнце еще несколько недель. Пучки прутиков на солнце принимают золотистую окраску, если их, конечно, укрывать от влаги (дождя, тумана и т.п.). На следующем этапе работы прутики размягчают, проваривая их в 5…10%-ной клеевой эмульсии. При остывании прутики наматывают на ранее приготовленные, например, на тонкие бигуди. «Варить» следует до тех пор, пока они не станут гибкими. Обычно «варка» продолжается около 15…20 мин. Когда прутики-спирали хорошо высохнут, их вынимают и режут на кольца-пружины, имеющих 2…2,5 витка. Кольца нанизывают на основание абажура, состоящее из двух спаянных колец диаметром 50 и 150 мм.
Следует подумать и потренироваться как составлять узоры из колец, чтобы сократить время работы и украсить абажур наилучшим образом. Готовый абажур несколько раз окрашивают эмульсией алкидного лака и уайтспирита, смешанных в соотношении 1:1. Покраска не только украсит, но и укрепит абажур. Примерную форму абажура «Кольчуга» вы видите на рис. 8. При желании можно применить цветные кольца, которые красят при варке, добавляя в эмульсию красители.
Соломенные абажуры
Сразу предупреждаю, что изготовление подобного абажура по силам очень терпеливым и внимательным мастерам.
Для плетения в дело идут в основном верхние части (коленки) стебельков злаковых культур. Уместно напомнить старую поговорку: «Гречневая солома кривая, ячневая смачная, пшеничная пышная, а ржаница – в самый раз». Ржаница – ржаная солома на Руси чаще всего использовалась для плетения, так как она отличается прочностью, достаточной длиной и прямолинейностью. Распаренная и вымоченная в воде, она становится такой гибкой, что из нее можно плести самые мелкие изделия с тонкой отделкой.
Созревшую солому досушивают в искусственных условиях (под навесом) и хранят пучками в сухом месте. Перед применением солому сортируют согласно выбранному типу плетения. Учтите, что распаривать или проваривать следует столько соломы, сколько вы в состоянии переработать за один присест. Дело в том, что оставшаяся солома к следующему дню может потерять свой вид.
Из остывшей соломы готовим полоски, используя при этом ножи-расщепки. Готовые полоски соломы проглаживаем утюгом и скручиваем в рулоны. Когда собрано необходимое количество соломы, можно уже готовиться к плетению, для чего за 2…3 часа до начала работы следует замочить необходимое количество соломы в 2…3%-ном растворе нашатырного спирта с водой.
Для плетения абажура необходимо изготовить форму (колодку) желаемых размеров и конфигурации. Не забудьте запастись и прищепками – острыми булавками или гвоздиками для фиксации отдельных фрагментов в ходе работы.
Хочу добавить, что плетение все-таки не трудное дело, а увлекательное занятие. В статье Г. Федотова в альманахе «Сделай сам» №4 за 1996 год вы узнаете, как начать и вести любые виды плетения, причем не только из соломы.
«Abajure» – слово ненашенское и оно не должно никого пугать, так как абажур создает в доме атмосферу уюта, любви и согласия. Одним словом:
Когда в мире любовь да совет,
Сойдет и корочка хлеба за шикарный обед.