Домашний кинотеатр своими руками

Искусство принадлежит народу!

Домашний кинотеатр, о котором сейчас так много говорят, состоит из телевизора с большим экраном и акустической системы многоканального пространственного звучания. Компонентами акустического комплекса являются AV ресивер (так в свете новых веяний называют старый добрый усилитель звуковых частот) и звуковые колонки. Ресивер для домашнего кино содержит еще и декодирующие устройства, формирующие из двух каналов (стерео) четыре канала (псевдоквадро), чем он отличается от обычного усилителя звуковой частоты. Эта аппаратура стоит довольно приличные деньги.

Главным же компонентом, превращающим всю эту технику действительно в домашнее кино, является видеопроигрыватель. Кстати, видеоносителем здесь может быть не только видеокассета, но и компакт-диск или лазерный диск. Причем качество видеосигнала с лазерного диска на порядок лучше, чем у сигнала с эфира. А еще следует отметить, что благодаря видеопроигрывателю интенсивное вмешательство ТВ в вашу личную жизнь прекращается.

Надо признать, что на ТВ работают люди талантливые и передачи делают там интересные. Однако как-то журналистка Елена Масюк с РТР сравнила поведение своих собратьев по профессии - тележурналистов с грызней кучки ядовитых пауков в банке. Немудрено, что в продукции телевидения, в основном отличающейся гуманитарной направленностью, немало и негатива.

Недавняя борьба за НТВ - яркое тому подтверждение. Известно, что ядовитых пауков желательно держать в террариуме. А для ТВ самым настоящим террариумом является ...видеомагнитофон. Повторяю, именно видеомагнитофон, а не пишущий видеоплеер. Ведь хозяин видеомага сам определяет, что ему нужно в принципе посмотреть. В соответствии с программой телепередач он и программирует аппарат на запись интересующих передач. Присутствие человека в этом случае при записи какой-либо программы совсем необязательно. Поэтому ночью можно не сидеть до третьих петухов, тупо уставясь в мерцающий экран в ожидании анонсированного ночного суперфильма, а спокойно спать - видео-маг сам запишет передачу. Ваша задача - найти удобное для себя время, чтобы просмотреть запись сделанной по вашему выбору передачи.

Таким образом, можно дозировать поступление телеяда, а почти любой яд в малых дозах бывает полезен.

ТВ без рекламы нежизнеспособно, это факт. Однако хорошие кинофильмы лучше смотреть, не прерывая процесс единения с искусством рекламными паузами. "Мертвые души" М. Швейцера или "Степь" С. Бондарчука лучше смотреть, не отрываясь от экрана, иначе ничего не поймешь.

Так что только в домашнем кинотеатре лозунг прошлых лет, явившийся заголовком настоящего раздела, превращается из банальной декларации в практическое воплощение. Замечу, что занимаясь созданием фильмотеки, вы расширите круг общения с интересными людьми. Зайдите в любой видеопрокат и спросите хотя бы названные фильмы - ответ будет почти всегда отрицательный. Ведь известно, что хорошие фильмы удается раздобыть только у хороших людей!

С домашним кинотеатром вы освободитесь от монопольного владения ТВ вашим личным свободным временем и известное выражение - "Это сладкое слово - свобода" заиграет для вас новыми красками.

Наше решение домашнего кино

Когда в нашей семье возникла необходимость обновить телевизионный приемник, неожиданно возник вопрос, что делать со старым добрым "Рубином" (модель 61ТЦ-403Д). Ведь работал он еще вполне удовлетворительно, а не устраивали нас отсутствие такого важного атрибута сервиса, как дистанционное управление (пульт называют в народе "лентяйкой"), и возможность настройки всего на 8 фиксированных каналов при 14 принимаемых станциях. И еще, чтобы переключиться на просмотр видеофильмов от видеоплеера, кнопку переключателя, размещенную на задней стенке телевизора, приходится искать на ощупь, что, согласитесь, неудобно.

В результате решили купить видеомагнитофон и использовать его как тюнер ("tunar" - англ. настройщик) для приема программ телевидения, а телевизор - только как дисплей. В качестве видеомагнитофона выбрали "Samsung SVR-630", наиболее дешевый аппарат со стереозвуком. Отсутствие в нем стереодекодера для приема сигналов со стереосопровождением нас не смутило, так как компетентные люди (из журнала "Спрос") подсказали, что ждать такого телесигнала придется долго (денег для восстановительного ремонта Останкинской телебашни не хватает). И это тогда, когда мировые киностудии не жалеют средств на запись качественной многоканальной звуковой фонограммы к фильмам, а лицензионные видеофильмы отличаются таким богатым ярким звуком! Так что видак со стереозвуком - это большой плюс! Замечу, что качество звукового стереосигнала даже выше, чем у катушечного стереомагнитофона, не говоря уже о кассетниках!

Вопрос обустройства домашнего кинотеатра удалось решить с минимальными затратами. В качестве акустической системы был использован старый электрофон "Аккорд-стерео". Почему выбор пал на "Аккорд"? Да только потому, что благодаря совсем простой электрической схеме у нас он один сохранился в работоспособном состоянии! А в более сложной стереоаппаратуре в тот момент имелись неисправности. Кроме того известно, что "Аккорды" не только имеют высокую надежность - реже выходят из строя, но и в отличие от более высококлассной аппаратуры еще и более ремонтопригодны, то есть их проще починить. Конечно, звучание электрофона "Аккорд-стерео" со штатными колонками по современным понятиям оставляет желать лучшего, особенно в области низких звуковых частот. Хотя улучшить акустические свойства аппарата удалось (и даже значительно!), применив для звуковоспроизведения трехкомпонетную акустическую систему ("трифоник").

Что такое "Трифоник" и сабвуфер

Стереофоническая акустическая система "Трифоник" состоит из трех громкоговорителей: низкочастотного агрегата, общего для обеих каналов и двух малогабаритных акустических систем. Так как в небольших помещениях направленность звука на низких частотах проявляется слабо, воспроизведение низкочастотных составляющих многоканального сигнала почти без ущерба для качества можно обеспечить лишь одним громкоговорителем с двумя обмотками на звуковой катушке, называемым сабвуфером пассивного типа. Такой сабвуфер не имеет встроенного низкочастотного усилителя мощности.

Воспроизведение средне- и высокочастотных составляющих звука для левого и правого каналов возлагается на малогабаритные акустические системы (колонки), называемые сателлитами, которые обеспечивают пространственный характер звучания.

Разделение звуковой нагрузки между громкоговорителями (особенно высвобождение широкополосных динамиков от передачи басов) позволяет им лучше справляться с теми частотами, на воспроизведение которых они, в сущности, и рассчитаны. Поэтому звучание системы "трифоник" отличается необыкновенной глубиной и естественностью передачи басов, которого удается добиться только от очень хороших напольных акустических систем.

Рис. 1. Схема подключения розетки выхода (СГ-3) к каналам усилителя звуковой частоты

Доработка "Аккорда"

На шасси "Аккорда" имеется гнездо (розетка) СГ-3, служащее для подключения к однопрограммной трансляционной сети. В настоящее время эта розетка потеряла свое значение из-за появления трехпрограммного радиовещания. Так что эту розетку лучше приспособить, как входное гнездо для системы "Трифоник", подключив ее к выходам усилителя звуковой частоты согласно рис. 1.

Предварительно розетку СГ-5, имеющуюся на шасси и розетку СГ-3 желательно поменять местами. Напомним, что розетка СГ-5 служит для подключения внешних источников сигнала к усилителю низкой частоты, в нашем случае для видеомагнитофона. Это гнездо при многолетней эксплуатации обычно сильно изнашивается, поэтому при малейших сомнениях в его кондиционности следует установить новое.

Во избежание самовозбуждения и паразитных наводок между розетками ставят экран - металлическую полосу. Двухжильные провода, служившие прежде для подключения штатных громкоговорителей "Аккорда", отпаивают и впоследствии используют для подключения широкополосных динамиков ВА3 и ВА4, устанавливаемых в сателлитах.

Попутно можно удалить ставший в наше время "лишним" переключатель сетевого напряжения 127/220 В, желательно еще перенести выключатель сетевого питания ближе к силовому трансформатору, удлинив тягу, соединяющую кнопку выключателя с собственно выключателем.

Сабвуфер

В качестве сабвуфера пассивного типа, как уже говорилось, подойдет один динамик с двумя обмотками на звуковой катушке, который можно заменить и двумя отдельными динамиками. В последнем случае головки динамиков устанавливают диффузорами навстречу друг другу, получая так называемую сдвоенную головку (Push-Pull Couped Cavity). Подобная встречная ориентация громкоговорителей способствует понижению нижней резонансной частоты такой комбинированной головки, что соответственно смещает нижнюю границы частотного диапазона громкоговорителя в область более низких частот.

Рис. 2. Установка динамиков на экране сабвуфера: 1 - экран; 2 - прокладка; 3 - головка наружного динамика; 4 - головка внутреннего динамика

Сабвуфер для "Аккорда" проще всего соорудить, используя его "родные" колонки с широкополосными динамиками типа 4ГД-28...4ГД-36. С колонок "Аккорда" снимают задние защитные картонные панели, головки и экраны. Для установки сдвоенной головки придется из фанеры толщиной 10...12 мм выпилить экран размером 340x240 мм и вырезать в нем отверстие диаметром 180 мм для динамика. Заметим, что центр отверстия на экране располагают на 20...30 мм в стороне от центра экрана, что позволит улучшить качество звука.

Если со штатного экрана колонки удалить декоративную радиоткань или демонтировать с него защитную решетку, то этот экран вполне можно использовать в качестве экрана сабвуфера. Только не забудьте имеющиеся в нем отверстия для крепления решетки заглушить пробками.

При креплении наружного динамика между этим динамиком и экраном предусматривают прокладку из рыхлого картона толщиной 1,5...2 мм (рис. 2). Болтами М5 с гайками сдвоенную головку притягивают к экрану. Стык головок динамиков герметизируют пластилином. Для прохода проводов, соединяющих наружный динамик с фильтром, размещаемом внутри корпуса, в экране делают отверстие, которое после пропуска в него проводов также герметизируют пластилином.

Рис. 3. Изготовление корпуса сабвуфера: 1 и 2 - корпусы колонок "Аккорда"; 3 - накладки фанерные (4 штуки); 4 - крестовина-демпфер

Более эффективное воспроизведение низких частот всегда наблюдается при увеличении внутреннего объема корпуса колонки сабвуфера. С этой целью корпуса обеих колонок "Аккорда" соединяют с помощью пластинок-накладок из фанеры толщиной 4 мм, которые фиксируют на внутренних сторонах колонок с помощью клея ПВА и гвоздей (рис. 3). Снаружи стыки между корпусами маскируют шпаклевкой подходящего цвета. Для увеличения жесткости такого сдвоенного корпуса, а также для демпфирования его колебаний внутри сдвоенной конструкции между стенками в месте соединения корпусов (по стыку) с помощью бобышек на клее и шурупах устанавливают в "распор" крестовину из реек 15x30 мм, стянутую посредине винтом М5 с гайкой и шайбой (см. рис. 3).

Схема подключения динамиков сабвуфера и сателлитов приведена на рис. 4. Подобная схема обеспечивает эффективную фильтрацию низкочастотных составляющих сигнала от средне- и высокочастотных компонентов. Низкочастотные составляющие воспроизводят динамики ВА1 и ВА2 сабвуфера, а средне- и высокочастотные компоненты звукового сигнала динамики ВАЗ и ВА4 сателлитов.

Рис. 4. Схема соединения громкоговорителей в системе "Трифоник"

Катушки L1 и L2 разделительных фильтров сабвуфера взяты от фильтра сетевых помех светильника с регулируемой освещенностью. Установка этих индуктивностей (без ферритовых сердечников) обязательна. При самостоятельном изготовлении катушек фильтра на каркас диаметром 11 мм наматывают 200 витков провода ПЭВ-2 диаметром 0,6...0,8 мм. Каркасы катушек надевают на деревянные шканты диаметром 8 мм, устанавливаемые на экране корпуса сабвуфера. Разделительный конденсатор С1 крепят там же на кронштейне. Выводы динамиков ВА1 и ВА2 сабвуфера соединяют в соответствии со схемой, обеспечив их фазировку. Подключают сабвуфер к выходу усилителя звуковых частот электрофона трехпроводным кабелем с вилкой СР-3.

Рис. 5. Устройство панели акустического сопротивления: 1 - защитные крышки; 2 - марля (два слоя)

После изготовления корпуса сабвуфера из корпусов колонок "Аккорда" остались еще две картонные защитные крышки. Их тоже можно пустить в дело, изготовив из них так называемую панель акустического сопротивления (ПАС), обеспечивающую более равномерную частотную характеристику сабвуфера. ПАС устанавливают вместо задней защитной стенки сабвуфера. Формируя ПАС, между крышками прокладывают два слоя марли, склеивают пакет клеем ПВА, следя за тем, чтобы отверстия в крышках не располагались одно против другого (рис. 5). Во избежание коробления пакета при сушке используют простейший пресс.

Гнезда Х2 и Х3 для подключения сателлитов - от колонок "Аккорда". Располагают эти гнезда на задней стенке (ПАС) сабвуфера.

Рис. 6. Конструкция защитного тканевого экрана сабвуфера: 1 - каркас; 2 - экран; 3 - радиоткань

Часть динамика сабвуфера, выступающую за экран, закрывают радиотканью (рис. 6). Для этого делают пространственный каркас в форме усеченной пирамиды. Каркас либо изгибают из проволоки диаметром 4...5 мм, либо выполняют из фанеры, обтягивают его декоративной радиотканью, после чего крепят к экрану, например, с помощью шпилек и гаек М4. Кромку радиоткани к торцам экрана приклеивают и прибивают мелкими гвоздями. Когда клей высохнет, излишки ткани срезают острым ножом.

Корпус сабвуфера оснащают ножками, учитывая, что ось динамиков ориентируют вертикально. Высоту ножек подбирают по наилучшему звучанию. Важно избежать внешнего сходства сабвуфера с банкеткой или пуфиком, чтобы кто-либо из гостей не уселся на него.

Сателлиты

Для воспроизведения средних и высоких звуковых частот служат широкополосные акустические системы (колонки). Особых требований к их корпусам не предъявляется, важнее обеспечить им "товарный" внешний вид. По "дизайну" с телевизором лучше сочетаются акустические системы с электродинамическими громкоговорителями (динамиками), головки которых выполнены в форме эллипса, например, типа 2ГД22, но они встречаются довольно редко. Желательно, чтобы колонки по внешнему виду гармонировали с телевизором.

Рис. 7. Сборка корпуса для сателлита

Вполне удовлетворительными качествами для работы с усилителями звуковой частоты "Аккорда" обладают колонки с динамиками типа 3ГД38, широко применяемые в цветных телевизорах.

Для изготовления корпусов колонок наилучшим материалом является фанера толщиной 10...12 мм. Предварительно выпиливают заготовки боковых стенок (полосы из фанеры шириной 100...120 мм), боковые кромки которых обязательно простругивают фуганком, чтобы обеспечить их параллельность.

Главная проблема при отделке корпуса колонки - заделка угловых стыков. Лучшим вариантом вязки боковых стенок будет стыковка заготовок на ус с дополнительным креплением с помощью бобышек (рис. 7). Отпилить торцы под нужным углом (45°) удобнее всего в стусле, собрав пакет из четырех заготовок и перепилив его по разметке мелкозубой пилой или слесарной ножовкой. Чтобы при отпиливании избежать сколов, кромки фанеры перед обработкой подкрепляют, оклеив бумажной полосой. Для повышения надежности углового соединения стенок используют бобышки из реек сечением 20x20 мм, которые к стенкам приклеивают и привинчивают шурупами 3x30 мм. Если, несмотря на все старания, в месте стыка остается щель, ее заделывают самодельной шпаклевкой, смешав клей ПВА с мелкими древесными опилками.

Лицевые торцы корпуса желательно отфанеровать. Полосы шпона покрывают клеем ПВА и подсушивают; аналогично поступают и с торцами (после их обязательной зачистки мелкой шкуркой). Далее утюгом, нагретым до температуры 140...160°С, шпон притирают к торцам. На углах по стыку полосы шпона срезают под углом 45°. Когда клей высохнет, поверхность корпуса зачищают шкуркой, после чего в ход идут морилка и лак.

При изготовлении передней стенки-экрана, на которой держится головка громкоговорителя, учтите, что экран будет оклеен радиотканью. Заднюю стенку вырезают из плотного картона или оргалита, проделав в ней семейство отверстии диаметром 20 мм.

Рис. 8. Схема соединения кабеля звукового сигнала

В роли сателлитов хорошо зарекомендовали себя трехпрограммные трансляционные громкоговорители "Маяк-202"; вполне пригодны и однопрограммные приемники с динамиком мощностью не менее 2 Вт. Их корпуса лучше оклеить пленкой под дерево или отфанеровать.

Коммутация

Для подключения выхода звукового канала ("audio") видеомагнитофона к "Аккорду" используют кабель, состоящий из двух экранированных проводников. На одном конце кабеля должна быть вилка типа СР-5 (для подключения к "Аккорду"), а на другом - пара штекеров типа "тюльпан" (рис. 8). Звуковой кабель лучше купить, но можно сделать и самому. Покупной кабель во избежание недоразумения обязательно "прозвоните" тестером на предмет соответствия рекомендованной схеме.

Выход "video" видеомагнитофона подключают к телевизору отдельным кабелем, "тюльпан" звукового канала здесь не используется (его некуда и подключать - все "места" на видеомаге уже заняты), поэтому громкоговоритель телевизора можно отключить кнопкой.

Маленькое домашнее кино

Никаких доработок, нарушающих функционирование электрофона, в процессе предшествующих работ не производилось. Для проверки же корректности произведенных схемных соединений достаточно прослушать стереофоническую пластинку. При правильной фазировке динамиков ВА1 и ВА2 громкость звучания сабвуфера при переключении электрофона на режим "Моно" уменьшается, причем весьма резко (на 10...14 дБ). Расширение диапазона воспроизводимых низких частот может выявить застарелые дефекты электропроигрывающего устройства, что потребует его доводки.

В помещении небольшой площади сабвуфер можно разместить практически в любом месте комнаты, хоть под столом. Однако наилучшая звуковая картина все же сформируется в том случае, когда излучатели будут расположены примерно в одной плоскости.

Домашнее кино удобно разместить в углу комнаты, навесив на стенах самодельные полки для аппаратуры. Сабвуфер помещают вниз тумбы под телевизор, а малогабаритные среднечастотники - слева и справа от экрана, как принято для стереофонических систем. Видеомагнитофон и ресивер вполне заслуживают отдельной полки. Понятно, для домашнего кино электропроигрывающее устройство "Аккорда" не требуется. Поэтому после наладки звукового тракта ЭПУ можно демонтировать, после чего габариты "Аккорда" заметно уменьшатся по высоте и он займет свое место именно как ресивер в составе комплекса.

Для более подкованных в радиотехнике

Лица, искушенные в радиотехнике, прочтя статью, возможно начнут плеваться, мол частотка в усилителе звуковой частоты не та, поскольку выходные транзисторы типа П213Б "заваливают" высокие частоты. И вообще...!

Может быть это явление отчасти действительно имеет место. И если эта мысль все же свербит голову и не дает покоя, то скажем, что решение проблемы давно найдено и реализовано. В более поздних выпусках однотипных электрофонов типа "Россия" успешно работают в качестве выходных транзисторы КТ835, предшествующие же каскады усилителя звуковых частот изменений практически не претерпели.

Вам может также понравиться...

Один комментарий

  1. Федор:

    Спасибо за пост, получилось очень интересно, хотя местами много воды и затянуто, а в общем интересная и полезная информация ;)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *