Из опыта автомобилиста (о замене крана отопителя салона)
Хочу поделиться с читателями приобретенным мною опытом эксплуатации автомобиля "Нива". Болезнью всех "Жигулей" (с самого их рождения в 1970 году) является краник отопителя салона, который всегда норовит потечь в самый неподходящий момент с целью оставить всю система охлаждения двигателя без охлаждающей жидкости. Во многих журналах и книгах приводились различные способы ремонта и переделки этого злосчастного узла. Больше всего мне понравилась, опубликованная в одном из журналов "За рулем" за 1998 год, идея переделки системы отопления салона "Жигулей" путем замены крана отопителя на более надежный кран от -08. В статье предлагалось установить кран от "восьмерки" в моторном отсеке и использовать для его подсоединения резинотканевые шланги. Решив применить эту идею на своей "Ниве", я обнаружил, что в отличие от "Жигулей" в ее моторном отсеке кран расположить негде. Тогда и пришлось методом проб и ошибок изобретать свой способ установки крана от "восьмерки" на "Ниву". В той журнальной статье о "Ниве" не упоминалось вообще. Поэтому думаю, что мой опыт пригодится многим владельцам "Нив".
Итак, приступая к замене ненадежного крана, первым делом приобрел ряд деталей от "восьмерки": резиновые шланги, соединяющие кран с системой охлаждения двигателя, трос привода крана и пружинный фиксатор для крепления троса к крану. Понадобились также штатные "нивские" резиновые прокладки под фланцы радиатора отопителя; резиновые шланги, соединяющие штатные трубки радиатора отопителя с системой охлаждения двигателя, 10 червячных хомутов на диаметр 20...30 мм. "Нивские" детали подойдут и старые, снятые при демонтаже отопителя, но надежнее все-таки поставить новые, так как в случае выхода "поработавших" деталей из строя (что произойдет с ними скорее всего гораздо быстрее, чем с новыми), возни с их заменой будет достаточно много.
Приступив к переделке системы отопления салона "Нивы", сначала снимают пластмассовое дно вещевого ящика ("бардачка"), чтобы облегчить доступ к перегородке моторного отсека. Затем освобождают радиатор отопителя, предварительно слив тосол из системы охлаждения двигателя. Далее, отвернув два самореза, удаляют резиново-металлическую прокладку, стоящую на перегородке со стороны моторного отсека, и герметизирующую трубку радиатора отопителя. Круглым напильником, двигая его влево - вверх, расширяют продольное отверстие в перегородке моторного отсека так, чтобы в него вошел кран от "восьмерки" с учетом надетых на него резиновых шлангов. Затем для шпилек крепления крана в перегородке сверлят отверстия диаметром 6,5 мм.
Для обеспечения герметичности перегородки моторного отсека делают из поролона или другого аналогичного материала две прокладки толщиной 5 мм, а также одну металлическую пластину толщиной 2 мм. Прокладки и пластина аналогичны по форме и размерам, назначение пластины - прижать корпус крана от "восьмерки" и поролоновые прокладки к перегородке моторного отсека, то есть закрыть образовавшиеся при установке крана щели. Примерные очертания и размеры поролоновых прокладок (металлической пластины) приведены на рис. 1.
Кран устанавливаю на перегородке моторного отсека со стороны салона так, чтобы рычаг привода его заслонки находился внизу слева. В этом положении наиболее удобно располагается трос его привода (рычага). Перед окончательной установкой крана к нему крепят трос привода от "восьмерки", предварительно смазав его моторным маслом. На кране трос зажимается пружинным фиксатором. Перед установкой крана не забудьте также расположить на стороне корпуса крана, прилегающей к перегородке моторного отсека, поролоновую прокладку. Вторую же поролоновую прокладку ставят на корпус крана уже со стороны моторного отсека, накрывает ее металлической пластиной и прижимают весь этот "бутерброд" к перегородке моторного отсека винтами М6 с гайками и шайбами. Второй конец троса управления краном подсоединяют к соответствующему рычагу на блоке управления отопителя с помощью пружинного фиксатора.
Теперь переходим к работе с радиатором отопителя, снятым с машины. Удаляем с радиатора изогнутую трубку с фланцем и краник с трубкой. Изогнутую трубку укорачиваем на 150 мм. С краника снимаем трубку (тоже с фланцем) и уменьшаем ее длину до 25 мм. Запиливаем заусенцы на концах обрезанных трубок, очищаем их от грязи и опилок, не забыв промыть внутренние поверхности. Предварительно очистив фланцы на трубках и посадочные места на радиаторе отопления, крепим трубки, не забыв резиновые прокладки. Короткую трубку, понятно, ставим на место старого штатного краника. Один резиновый штатный шланг от "восьмерки" обрезаем примерно на 160 мм, а другой - на 240 мм. Таким образом, применяемые для установки части шлангов должны быть длиной 135 мм (прямой шланг) и 140 мм (изогнутый). Учтите, что на трубки радиатора отопителя надевают концы резиновых трубок меньшего диаметра. Так как внутренний диаметр резиновых шлангов от "восьмерки" несколько больше наружного диаметра металлических трубок радиатора отопителя, то при их сборке ставим для герметичности на каждый шланг (со стороны радиатора отопителя) по два червячных хомута. Прежде, чем окончательно затягивать хомуты, чтобы не мучиться при монтаже радиатора отопителя, обязательно нужным образом сориентируйте шланг относительно нового крана, уже установленного на перегородку моторного отсека. Итак, резиновые шланги на радиаторе отопления укреплены. Теперь, надев на их свободные концы (увеличенного диаметра) по червячному хомуту, ставим радиатор отопителя на место и надеваем шланги на соответствующие патрубки крана и затягиваем ранее надетые хомуты.
"Переходим" в моторный отсек. С помощью штатных "нивских" Г-образных шлангов соединяем кран с системой охлаждения двигателя. Так как диаметр "нивских" резиновых шлангов несколько меньше, чем диаметр патрубков крана от "восьмерки", то рекомендую перед их установкой смазать сопрягаемые детали мылом. Кроме того, перед использованием червячных хомутов, обязательно смажьте их трущиеся части моторным маслом, что ощутимо облегчит работу с ними. Трос привода крана удобно смазывать моторным маслом, используя одноразовый медицинский шприц объемом 5 мл с надетой на него эластичной трубкой.
Переделанная таким образом система отопления моей "Нивы" (рис. 2) работает безотказно уже второй зимний сезон.
Давайте побольше автомобильных cтатей — это действительно актуальная и полезная тема, а тем более настолько жизненные вопросы раскрыты.