Конская упряжь, повозки, экипажи
Мы, жители городов, все больше отдаляемся от живой природы, все меньше общаемся не только с дикими, но и домашними животными, в том числе и с лошадьми. Однако, если в городском хозяйстве роль лошади сведена до минимума, то в селах значение лошади в последние годы даже возрастает. Лошадь легко приспосабливается к работе в различных условиях, что позволяет ей быть «универсальным двигателем», причем в некоторых случаях даже более экономичным, чем механический двигатель.
Основными характеристиками рабочих качеств лошадей являются: тяговое усилие, скорость движения, продолжительность работы. Наилучшими для работы в селе являются лошади, имеющие живой вес 400…600 кг и обладающие хорошей скоростью движения на шагу. Такие качества имеют лошади рысистых, упряжных, верховоупряжных пород, а также некрупные тяжеловозы.
Летом по грунтовой дороге лошадь весом 400…500 кг, запряженная в повозку, перевозит до 500 кг груза, а зимой на санях по накатанной дороге – до 700 кг.
Важнейшим элементом оснащения лошади является упряжь (сбруя), которая должна выдерживать максимальное усилие лошади и быть точно подогнанной к лошади, чтобы не причинять ей при движении повреждений. Существует несколько видов сбруй: для одноконной, пароконной, троечной и многоконной запряжек (упряжек). Среди упряжек обычно различают: дуговую, бездуговую и дышловую. На рис. 1 показана схема дуговой запряжки. Основными элементами сбруи для подобной запряжки являются:
уздечка, служащая для управления лошадью;
седелка, назначение которой смягчить и правильно распределить давление чересседельника на часть мышц холки и спины лошади;
чересседельник, который, проходя через седелку, поддерживает оглобли и дугу, переносит на спину лошади часть тягового усилия;
шлея, охватывающая корпус лошади, удерживает хомут на плечах при осаживании и спуске, передавая давление воза на круп лошади;
хомут, необходимый для передачи усилий от упряжи на плече лошади;
вожжи, с помощью которых управляют лошадью.
Использование дуги и оглобель позволяет симметрично расположить лошадей в запряжках и равномерно распределить среди них силу тяги. Применение дышлевой запряжки (рис. 2), распространенной в Европе, не позволяло достичь больших скоростей движения, русские же экипажи, запряженные тройкой, были самым быстроходным средством передвижения и пользовались мировой славой. Эта система и по сей день известна под названием «Русская тройка».
Для верховой езды на лошадей надевают седла. Распространены три типа верховых седел: строевые, казачьи и спортивные. Строевое седло (рис. 3) удобно для лошади и всадника при поездках на дальние расстояния. При поездках по сильно пересеченной местности хорошо казачье седло, которое дополнительно оснащено подперстьем и подхвостником, что удерживает седло от сползания на крутых подъемах и спусках. Спортивное седло – самое легкое.
В хозяйствах для перевозки людей и грузов применяют повозки. Базовым элементом всех повозок служит конный ход. На рис. 4 показан конный ход, который подходит для перевозки бревен, труб и различных длинномерных предметов. Груз укладывается на подушки хода между ручицами, масса конного хода 170…190 кг. Для перевозки объемных грузов, таких как сено, солома, конный ход разводят и на него устанавливают решетчатые стенки – дробины (рис. 5).
Конечно, самой универсальной и распространенной повозкой является телега – одноконный полок (рис. 6). Вес повозки 250…270 кг, ширина колеи около 1 м, грузоподъемность 750 кг. Колеса телеги стандартные – диаметр передних 720 мм, задних – 900 мм.
Безрессорная повозка (рис. 7), имеющая съемный ящичный кузов, применяется для перевозки сыпучих грузов, часто такую повозку называют бестаркой.
В четырехколесный экипаж – тарантас (рис. 8.) впрягается одна или две лошади.
На рис. 9 показан легкий экипаж на двух колесах – двуколка. Грузоподъемность ее до 200 кг, кузов подвешен на рессорах.
Еще и сейчас в селах встречаются повозки (конные заправщики) для транспортировки горюче-смазочных материалов к технике, работающей на полях (рис. 10). На повозку устанавливают 200-литровую бочку, оснащенную ручным насосом и шлангами. Под сиденьем, в ящике, устанавливают канистры со смазочными материалами.
В Петербургском Эрмитаже экспонируется коляска Петра I (рис. 11). Коляска по своим техническим данным и художественному оформлению характерна для своего времени. Подвеска кузова в коляске осуществлена с помощью широких, толстых ремней, которые заменяли рессоры.
В России, где зимний период продолжается до 6 месяцев, особое место занимают сани. Для чего только не использовались сани-розвальни (рис. 12). На них возили и грузы, и невест в церковь, и хозяина в последний путь. Грядки розвальней оплетали веревкой или обшивали тесом. Сани изготавливали с подрезом (окованными полозьями) и без подрезов. Грузоподъемность таких саней до 1000 кг, масса окованных саней 140…150 кг, ширина колеи 520…720 мм.
Легкие сани с фасонным кузовом (рис. 13) служили для перевозки 2…3 седоков как одноконной упряжкой, так и троечной. По хорошо накатанной дороге такие сани, запряженные тройкой лошадей, развивали скорость до 40 км/ч.
Еще один зимний экипаж – сани императрицы Елизаветы Петровны – представлен в экспозиции Эрмитажа (рис. 14). Изготовлены сани из ценных пород дерева, отделаны дорогими тканями, позолотой, резьбой, росписью.
Горожанину сейчас трудно увидеть лошадь, запряженную в сани или телегу, а когда посчастливится встретить эту извечную помощницу человека, люди невольно останавливаются, чтобы поглядеть на чудо, подаренное нам природой.