Пиктограммы для фотолюбителя (продолжение)
(Продолжение. Начало)
В этом номере мы продолжим рассказ о пиктограммах, встречающихся на импортной фототехнике (на упаковке и корпусах фотоаппаратов и камер, а также на их дисплеях).
Как известно, сейчас уже трудно встретить фотоаппарат без встроенной импульсной лампы-вспышки. Пиктограмма (рис. 1) на упаковке или на панели камеры сообщает, что вспышка у камеры при съемке срабатывает автоматически при недостаточной освещенности объекта. Правда, такое стилизованное изображение молнии без дополнительной цифровой информации применяется уже редко (даже на упаковке). Если у камеры есть дисплей, то рядом с изображением молнии на дисплее дополнительно высвечивается ведущее число, соответствующее накопленной энергии, и интервал времени между повторными вспышками (рис. 2). Автоматическое же включение вспышки при недостатке освещения обозначается пиктограммой с надписью "AUTO" (рис. 3). При наличии режима принудительного включения вспышки о включенной вспышке говорит пиктограмма с надписью "FILL" или "FILL IN" (рис. 4), а об отключенной - пиктограмма с надпись "OFF" (рис. 5).
|
|
|
В режиме "AUTO" (иногда называемом "зеленым режимом") система автоматически подключает встроенную вспышку только при недостаточном освещении объекта съемки, не учитывая особенностей освещения различных частей кадра. Поэтому при съемке в таком режиме, как правило, повышается контрастность фотографии. Заметим, что принудительное включение вспышки в режиме "FILL IN" позволяет снизить контрастность изображения при достаточном (с точки зрения автоматики) уровне освещения.
Есть еще особые режимы работы встроенной вспышки в фотоаппарате с "искусственным интеллектом": режим "winder", позволяющий снимать со вспышкой с частотой 2...3 кадра в секунду, режим "motor", при котором можно снимать со вспышкой до 5 кадров в секунду, а также режим "strobe", с помощью которого за время экспонирования одного кадра удается произвести до 40 вспышек и получить на пленке серию последовательных фаз движения быстро движущегося объекта.
Эффект "красных глаз" появляется в результате отражения света вспышки от кровеносных сосудов глаза. Все методы подавления этого эффекта основаны на сужении зрачка из-за дополнительной подсветки.
Для этого, например, на корпусе камеры устанавливают яркую лампу - этот самый простой способ борьбы с эффектом "красных глаз", так как лампа не раздражает и не отвлекает фотографируемых. Однако эффективность данного способа небольшая. Для сужения зрачков применяют также предварительную вспышку или даже несколько кратковременных последовательных вспышек небольшой мощности.
Режим работы камеры для снижения эффекта "красных глаз" с помощью включения на камере лампы или предварительной вспышкой перед срабатыванием основной вспышки обозначают пиктограммой на дисплее, приведенной на рис. 6, или пиктограммой (рис. 7) на упаковке или на панели управления камерой.
Ночная съемка (режим slow sins - "медленная синхронизация") - это совмещение вспышки с длительной выдержкой, при котором вспышка дает мгновенную экспозицию переднего плана, а длительная выдержка позволяет проработать слабо освещенный задний план. О наличии таких режимов свидетельствуют пиктограммы на рис. 8 и 9. Конечно, при режиме "медленная синхронизация" фотоаппарат необходимо устанавливать на штатив (или на упор).
В многопрограммных фотоаппаратах при автоматическом управлении экспозицией наиболее часто приоритет отдается выдержке, то есть экспозиция обычно устанавливается в результате изменения диафрагмы. В самых простых камерах выдержка вообще остается постоянной или меняется только в зависимости от светочувствительности пленки. Автоматический режим работы системы автоматики (при ее наличии), как правило, устанавливается также по умолчанию. Но иногда для съемки требуется применить приоритет диафрагмы, вот о такой возможности автоматической системы установки экспозиции свидетельствует присутствие на дисплее пиктограммы с буквой "А" (рис. 10). Заметим, что на многих камерах вместо пиктограммы с буквой "А" режим приоритета диафрагмы обозначается пиктограммами с буквами "Tv". В этом случае диафрагму ставят вручную, а выдержку устанавливает система автоматики, сигнализируя (или просто блокируя спуск) в случае невозможности съемки при данной диафрагме из-за отсутствия более длинной или более короткой выдержки. Да, совсем забыли сказать, что приоритет выдержки обозначается пиктограммой с буквой "S" (рис. 11) или пиктограммой с буквами "Av".
Если камера способна переключаться на приоритетный режим с установкой диафрагмы или выдержки, то практически всегда у нее существует еще несколько режимов работы автоматики.
На первый взгляд эти режимы мало отличаются друг от друга. Так, режим программного управления экспозицией, или "зеленая зона", (пиктограмма на рис. 12) - это полностью автоматическая фотосъемка, когда от фотографирующего ничего не зависит. Активный, или сюжетный, программный режим (пиктограмма на рис. 13) и творческий программный режим (пиктограмма на рис. 14) часто включают совершенно одинаковые (на первый взгляд) подпрограммы: портрет (Portrait), когда в результате максимально открытой диафрагмы уменьшается глубина резкости и фотографируемый как бы "отрывается" от фона; пейзаж (Picnic), при котором объектив устанавливается на гиперфокальное расстояние с максимальной глубиной резкости; ночная съемка (Night scene), в процессе которой объектив устанавливается на бесконечность, а выдержка увеличивается; спортивная съемка (Sports mode), которая осуществляется при наиболее короткой выдержке, а также некоторые другие. Вот только в сюжетном программном режиме, как и в программе "зеленая зона", бесполезно вмешиваться в программу (например, не удается корректировать экспозицию), зато в творческом режиме фотографу не запрещено активно влиять на работу автоматики. Так творческий программный режим способен учитывать те или иные условия съемки, например, требование определенной глубины резкости и т.п.
У камер с "интеллектуальной" программой автоматики (Smart Picture, или "умная зеленая зона") камера сама определяет сюжет фотографируемого объекта, сама выбирает соответствующую программу (портрет, пейзаж, ночной снимок и т.п.) и сообщает о своем выборе соответствующей пиктограммой в поле зрения видоискателя.
Но все перечисленные (и не перечисленные) режимы, заложенные в программу автоматики, не всегда позволяют получать нужный эффект при съемке. Поэтому, как правило, предусматривается режим с отключением автоматики - режим ручного управления (пиктограмма на рис. 15).
Однако для тех, кто не умеет (или не рискует) использовать чисто ручной режим съемки, автоматика многих камер имеет некоторые дополнительные режимы, не включенные в перечисленные выше.
Режим автоматической экспозиционной вилки (брэкетинг), пиктограмма которого приведена на рис. 16, позволяет автоматически осуществлять фотосъемку три раза: с недодержкой, с нормальной экспозицией и передержкой. Это очень удобный режим для сложных случаев освещения, когда нет никакой гарантии, что автоматика сумеет определить экспозицию правильно.
Иногда заведомо известно, что система автоматического определения экспозиции "ошибается" в замере освещенности объекта съемки, тогда можно воспользоваться режимом экспокоррекции (пиктограмма на рис. 17).
Типичные случаи - восход (закат) солнца, яркое уличное освещение. Коррекция экспозиции в таких случаях достигает у некоторых камер ± 5 EV с шагом 1/2 EV или 1/3 EV. Это означает, что выдержка (или диафрагма) может быть изменена в ± 10 раз. При наличии прямого контрового света предусмотрен еще один режим работы автоматики с автоматически же введенными корректировками (пиктограмма на рис. 18). Вместо подпрограммы "съемка спорта" в программных режимах простых фотоаппаратов существует отдельная специальная программа для съемки спорта (рис. 19) с самой короткой выдержкой (для данной фотокамеры).
|
|
|
|
А на наличие длительных автоматических выдержек и их значений, которые способен отрабатывать затвор данной фотокамеры, на дисплее указывает следующая пиктограмма (рис. 20).
Для всех автоматических камер обязательным является режим отключения автоматики с переходом на выдержку от руки "В" (Bulb). Пиктограмма данного режима показана на рис. 21.
Так как автоматика современных фотоаппаратов работает от батареек, современные камеры способны давать информацию, связанную с энергоисточниками камеры. Пиктограмма на рис. 22 указывает на существование контроля за состоянием батарей. Очень важно знать, какие именно батареи питания необходимы вашей фотокамере, поэтому ряд пиктограмм информируют и об этом. Пиктограмма на рис. 23 сообщает, что вам нужна батарея типа АА (R6, RL6, А316, 316-ВЦ, "Уран", "Сапфир", UM3) на 1,5 В.
Пиктограмма (рис. 24) информирует, что для питания данной фотокамеры подойдут две батарейки типа АА или одна батарейка типа CR123A/ DL123A (часто обозначаемые просто 123), а камере с пиктограммой, приведенной на рис. 25, годятся только литиевые батарейки CR123A, DL123A или CR2 на 3В. Есть фотокамеры, в которых используется более высокое напряжение питания, например, батарейки 2CR5M или CR-Р2 на 6В (пиктограмма на рис. 26).
|
|
|
Отметим, что благодаря своей большой емкости (до 1,3 А*ч) батарейки типа 123 (диаметр 17,1 мм, высота 34,5 мм) получают все большее распространение для питания систем автоматики в фотоаппаратах. Но многие простейшие фотоаппараты (так называемые "мыльницы") пока используют элементы типа АА, емкость которых тоже вполне достаточная. Дисковые элементы питания применяют исключительно в полуавтоматических камерах без мощных энергопотребителей в виде электроприводов для транспортирования пленки и наводки объектива, а также в виде встроенных вспышек.
Еще совсем недавно многие простые фотоаппараты не имели дальномера, а наводка на резкость производилась установкой расстояния до объекта съемки по так называемым символам на шкале объектива, представляющих из себя те же пиктограммы. Так, на рис. 27 приведен типичный ряд пиктограмм шкалы расстояний, наносимых на оправу объектива. Указанный на рисунке метраж характерен для объективов с фокусным расстоянием 40...50 мм и невысокой светосилой. На рис. 28 показаны пиктограммы, введенные в поле зрения видоискателя (фотоаппарат "Ломо 135ВС") и стрелка, связанная с перемещением объектива.
Несколько иначе выглядит информация, выводимая в поле зрения видоискателей более сложных автоматических фотоаппаратов. Например, на рис. 29 показано поле зрения видоискателя камеры "Konica I". Здесь в поле зрения имеется и еще некоторая информация: установленная выдержка и расстояние наводки объектива, рамки параллакса (перемещаются при наводке) и сигнал о невозможности съемки в автоматическом режиме.
А вот на дисплее зеркального фотоаппарата "Nicon F4" содержится гораздо больше информации (рис. 30). Здесь в центре поля зрения рамка зоны автоматической фокусировки (по центральному участку кадра) и зоны экспонометрического измерения - точечного и интегрального, а выше и ниже поля зрения видоискателя размещается информация о режимах работы автоматики.
Как уже говорилось ранее, наряду с информацией, имеющейся в поле зрения видоискателя, фотограф получает информацию с дисплея, который все чаще размещают на корпусе современных камер. Вот так выглядит дисплей зеркальной камеры "Canon EOS 1" (рис. 31). Здесь содержится уже достаточно большое количество информации, для усвоения которой необходим навык. Дисплей содержит весь набор символов, которые способен отображать (понятно, реально на нем высвечиваются меньшее число знаков, но воспринимать нужную информацию от этого ничуть не проще).
Как видно из рисунка, в нижней части дисплея расположена линейка экспокоррекции (штриховая линия) с отметками значений, но эта же линейка используется для индикации режима транспортировки пленки, проверки состояния батареи питания, значения экспозиционной вилки. Надписи в рамке вверху справа относятся к режимам автофокусировки: для фокусировки по неподвижным объектам (one shot), фокусировки по движущимся объектам (al servo) и для ручной наводки на резкость (m. focus). В рамке ниже - указатель режимов протяжки пленки (sc): непрерывное экспонирование с низкой частотой смены кадров (L), с высокой частотой смены кадров (Н) и работа автоспуска. А рамка левее (с двузначным индикатором) выполняет роль счетчика кадров, индикации продолжительности выдержки от руки, числа мультиэкспозиций на один кадр и обратный отсчет времени при работе автоспуска.
Конечно, при таком большом числе пиктограмм освоить их все сразу не представляется возможным, да это и не нужно. Как правило, для работы с современной камерой придется запомнить только основные, а все возможности своей камеры вы изучите потом. Так, чтобы "прочесть" пиктограммы на упаковке камеры "Yashica Clearlock AF" (рис. 32) вам даже не придется заглядывать в приведенный перечень. Вы и так легко определите, что камера имеет автоматическую программу съемки портрета, автофокус, встроенную вспышку с режимом автоматического включения при недостатке освещения, систему защиты от эффекта "красных глаз", режим принудительного включения вспышки при контровом освещении, автоспуск и автоматическое считывание информации о чувствительности пленки по DX-коду. Это легко читаемая информация, хотя некоторые пиктограммы выглядят несколько иначе, чем описанные выше. Камера "Yashica Clearlock АР" отличается от предыдущей только отсутствием системы автоматической фокусировки, а это вы тоже сможете увидеть по пиктограммам.
А чтобы отразить все возможности сложной современной камеры потребуется не один десяток пиктограмм! Например, для зеркальной камеры "Olympus IS-3000" их понадобится более 20.