Ремонт пробкового крана своими руками
Обычно горячая и холодная вода поступают в ванную комнату через смеситель, который позволяет получать воду необходимой температуры. Каждый такой смеситель имеет три крана и два выходных отверстия. Краны холодной и горячей воды снабжены запорными устройствами вентильного типа – штоком с клапаном на конце. Переключатель “душ – излив” представляет собой пробковый кран. Не знаю, как попадают в водопроводные трубы абразивные частички, но они туда попадают.
Для кранов вентильного типа эти частички не представляют особой опасности, чего не скажешь о пробковых кранах. Ведь если абразивная частица прочертит след на поверхности пробки или корпуса пробкового крана, то последний обязательно “заплачет”. Что и случилось однажды у меня в ванной. Не помогали никакие прокладки, когда же я посильнее закручивал уплотняющую гайку, то кран было невозможно повернуть. Словом, из-за какой-то микроскопической царапины следовало менять весь смеситель. Известно, что запасные пробки для таких кранов никогда не продаются, так как каждая пробка подгоняется и притирается именно к своему корпусу смесителя. Остается самому притирать испорченную пробку к корпусу, коли цена смесителя обозначается сейчас трехзначным числом. Сначала попробовал притереть пробку, используя абразивную (полировальную) пасту, вручную – результат нулевой. Решил применить технику. Вставил пробку в корпус, выступающий конец пробки зажал в патроне дрели и нажал на курок. Началась такая какофония, что, не выключи я вовремя дрель, от вибрации обязательно что-нибудь разлетелось на мелкие кусочки: или дрель, или смеситель. Да и народ сбежался бы со всего подъезда. Понял, без упругой муфты не обойтись. Но где ее взять?
Порывшись в своих запасах, обнаружил шлифовальную насадку к электрической дрели. Насадка состояла из резинового диска, укрепленного на болте-оси с помощью гайки. На диск наклеивают наждачную шкурку, конец оси зажимают в патроне электродрели и получают компактную шлифовальную машинку, способную шлифовать места, недоступные для шлифовального камня. Вот эту насадку я и решил использовать в качестве упругой муфты. В подходящей вентильной головке (“маховичке”) из карболита просверлил отверстия в имеющихся у нее по краю выступам и винтами М3 соединил ее с резиновым диском насадки. Пришлось, правда, устанавливая винты, надеть на них резиновые шайбы, чтобы увеличить расстояние между вентильной головкой и диском. Дело в том, что при работе торец болта – оси насадки не должен касаться выступающей части пробки, вставленной в вентильную головку. При этом следует учесть, что при притирке торец болта приближается к пробке в результате нажима на дрель.
С помощью такой муфты мне удалось довольно быстро притереть пробку к корпусу, и кран перестал пускать “слезинки”.
Я знаю, что не у каждого найдется шлифовальный резиновый диск, но кусок толстой резины не должен стать проблемой. Всегда отыщется и подходящая вентильная головка. В конце концов на время ее можно снять с вентиля, а потом водрузить на место. Для резинового диска подойдут старые подметки обуви (как резиновые, так и эластичные пластмассовые). Для болта-оси насадки годится любой болт от М5 до М10 достаточной длины.
Таким притиром удается притереть любой пробковый кран: газовый, паровой, водяной. После разборки муфты все ее части можно использовать по их прямому назначению.