Ремонт стиральной машины Сибирь своими руками
Не многие наши домохозяйки могут похвастаться стиральным автоматом со встроенным компьютером. Мне лично с такими приходилось встречаться пока только в рекламе. Пока же нас прекрасно выручает неплохая стиральная машина “Сибирь”, которая уже 10 лет служит нам верой и правдой без единого ремонта, если не считать профилактического ухода. Большинство же соседей пользуются стиральными машинами типа “ведра с мотором” с отжимными валиками колодезного типа, которые надо вращать вручную. Замечу, что их до сих пор выпускают в России, в том числе и в Волгограде. А что? Чем меньше агрегат напичкан электроникой, тем меньше с ним мороки. Но вот в этих-то довольно простых по конструкции машинках все-таки есть больное место – вибратор, а точнее, его подшипниковый узел. (Автор, по всей вероятности, называет вибратором активатор. – Примечание редактора.) Вибратор установлен на наклонном дне бака стиральной машины, ось его вращается в подшипнике скольжения, снабженным никудышным резиновым сальником, который весьма трудно приобрести. Втулка подшипника запрессована в корпус подшипника, а сам корпус с помощью гайки крепится в дне бака. Обычно корпус и гайка сделаны из алюминиевых сплавов, а известно, что последние активно взаимодействуют с растворами стиральных порошков, сильно корродируя при этом. В результате гайка надежно прикрепляется к резьбе корпуса, так что разобрать подшипниковый узел поработавшей машины – целая проблема.
Но быстрее всего выходит из строя сальник подшипникового узла. Дело в том, что в белье много пыли, песка и других частиц, которые с раствором образуют прекрасную абразивную смесь, активно стирающую (не в смысле мойки!) трущиеся поверхности оси и сальника. Здесь к месту напомнить о том, что в стиральную машину вообще-то следует загружать замоченное и прополосканное белье, с которого уже смыты частицы грязи: песок, пыль, стружка и т.д. Поэтому не подражайте рекламе, в которой советуют бросать белье в машину прямо с плеча! А что происходит с подшипниковым узлом в результате потери сальником герметичности – понятно. Сквозь сальник раствор проникает внутрь подшипника, находящиеся в растворе вещества осаждаются на оси вибратора и на поверхности подшипника, вибратор перестает крутиться, мотор начинает гудеть, появляется дым и все заканчивается вызовом мастера. А мастером чаще всего оказываюсь я. Разбираю подшипник, прочищаю его, смазываю, собираю и вручаю моющее чудо довольному хозяину. Все быстро и так просто, что проще не придумаешь. Но все это при условии, если в машине не сгорели мотор или реле.
А теперь подробнее разберемся, как же добраться до подшипника. Чтобы вынуть вибратор, надо сначала снять ремень, ослабить стопорные болты, удерживающие шкив на оси вибратора (эти болты почему-то расположены с труднодоступной стороны шкива, и отвинтить их не так просто!), снять шкив и выбить ось с вибратором. Словом, разборка подшипникового узла обычно особых затруднений не вызывает. Однако при сборке узла, когда эти операции надо делать в обратном порядке, требуется либо помощник, либо… кирпич. Судите сами. Для установки шкива на место необходимо изнутри бака прижать вибратор ко дну бака, чтобы вибратор не выскакивал при надевании шкива на ось. Одновременно же прижимать одной рукой вибратор, а другой надевать шкив не удается – руки недостаточно длинные. Хорошо пригласить помощника, который бы придержал вибратор, прижимая его ко дну. Однако помощник не всегда бывает рядом, так что одна надежда на… кирпич, который у меня всегда имеется на балконе. Хотя и кирпич ненамного облегчает сборку узла. Ведь в этом случае приходится поставить пластмассовое ведро вверх дном, на дно положить кирпич и надеть на эту хлипкую пирамиду опрокинутую машинку так, чтобы вибратор уперся в кирпич. А дно-то у бака наклонное, так что машинка норовит завалиться набок. В общем, одна морока и неудобство.
При очередном ремонте я решил обойтись без кирпича и стал думать, как это сделать. В результате на свет появилась помощница в виде конструкции из двух деревянных брусков, с помощью которой и удалось установить вибратор без кирпича. Поэтому я и назвал это приспособление фиксатором. Последний состоит из горизонтальной распорки и упора.
Распорка (рис. 2) представляет из себя деревянный брусок, на одном конце которого наклеена резинка, а в другом просверлено отверстие для болта М10. Перед установкой в отверстие на болт наворачивают (не до конца) соответствующую гайку и надевают шайбу. Еще я на головку болта насадил полиэтиленовую пробку от бутылки из-под вина, предохраняя тем самым поверхность бака от царапин, которые могут появиться при установке распорки в баке.
Упор (рис. 3) сделан из такого же деревянного бруска, как и распорка, только один торец у бруска срезан наискось. На прямом торце упора гвоздиками прибита резьбовая капроновая крышка диаметром 40 мм, которая когда-то закрывала какую-то емкость из пластика.
Длину упора и угол среза торца определяют так. В баке машины над центром диска вибратора укрепляют распорку, располагая ее под кольцевым выступом, имеющимся на корпусе. Далее, свинчивая гайку с болта, добиваются того, что болт выходит из отверстия распорки, в результате чего последняя расклинивается в горизонтальном положении между стенками бака. Заготовку упора ставят крышкой на выступ вибратора и фиксируют рукой так, чтобы между упором и дном был угол 90°. Далее, прижав упор к распорке, отмечают карандашом на упоре уровень нижней стороны распорки, после чего проводят новую линию разметки (на 1…2 мм выше старой) и по новой линии отрезают лишнюю часть упора. Осталось подвести с нажимом упор под распорку, просверлить за один проход отверстие в распорке и упоре. Все, наша замена кирпичу готова. Так, чтобы прижать ко дну бака вибратор, под распорку подводят упор и вставляют в отверстие гвоздь, который помешает упору выскользнуть из-под распорки (рис. 4). Теперь машину можно спокойно переворачивать вверх дном и устанавливать шкив без опасения, что вибратор сместится вниз и шкив будет установлен с осевым люфтом.