Украшение за один вечер своими руками
Знаете ли вы, что новое украшение вы легко получите, как только пожелаете? И что любая женщина способна украсить себя не только в праздник, но и в обычный день, находясь дома? Более того, вам не придется для этого бежать в магазин, тратить деньги, пробивая брешь в вашем бюджете. Не верите? А напрасно. Любая женщина сможет легко справиться с этой задачей. Ведь в каждом доме найдется иголка и несколько моточков мулине или катушек шелковых ниток. А уж крошечные кусочки таких тканей, как полотно, шелк, бархат, трикотаж, – не проблема. Сколько их в доме от старых брюк, юбок, шелковых подкладок – не перечесть. Больше нам почти ничего и не пригодится, лишь пяльцы, маленькие ножницы и руки, желающие выполнить эту работу. А если сказать, что и усидчивости особой не потребуется и понадобится лишь небольшой навык, то любая женщина поймет, что и работой-то это занятие назвать нельзя, что это – сплошное удовольствие и можно премило скоротать часок-другой, избавиться от скуки и старой ненужной вещи, да и получить украшение, которое будет только у вас.
Далее подробно рассказано, как вышить и правильно оформить вышитое украшение: заколку или ободок для волос, брошь, клипсы, кулон.
За основу будущего украшения берем пластмассовый ободок для волос, пластмассовые же круглые клипсы или запорчики от них; для брошей – ненужные значки (круглые или овальные); для кулона и сережек вырезаем заготовку задуманной формы из картона. Если источником вдохновения оказались клипсы или заколка для волос и вы решили сделать украшение на их основе, то придется обтянуть их тканью с вышивкой. Если же форму украшения выбрали по своему усмотрению, то вырезают картонную, довольно плотную, основу. Ее в дальнейшем обтягивают вышивкой и прикрепляют к ней запорчики от надоевших украшений.
Выбор ткани
Как мы уже сказали, для украшений используют такие ткани, как полотно (тонкое), шелк, бархат, трикотаж(он сложен в обработке, сильно растягивается), шерстяной креп. Непременное условие, чтобы ткань была гладкой, однотонной. Цвет ткани зависит от вас, но все же не выбирайте светлые тона, потому что вышивка на них смотрится слишком блекло, невыразительно. Самые роскошные украшения выходят на черном фоне.
На черной матовой шелковой ткани вышивают шелковыми нитями, а на блестящем подкладочном шелке – нитками мулине. Украшения, сделанные на основе бархата (любых темных цветов), всегда беспроигрышны и выглядят очень романтично, особенно если вышивка выполнена на кусочках старого, но крепкого бархата, а не современного синтетического, имеющего слишком высокий и редкий ворс, в который вышивка «проваливается» и вместо объемной делается еле заметной, а отдельные узелки могут и вовсе исчезнуть. Кроме того, при обтягивании формы в местах подгиба ткани ворс еще более раздвигается, открывая более светлую, чем ворс, основу бархата. По краям изделия из-за этого появляются как бы проплешины, что очень портит вид изделия в целом. При работе с другими тканями этих проблем не бывает и вышивка на них получается рельефной.
Запяливание ткани
В обычные круглые пяльцы запяливают не ткань для вышивки, а кусок заранее выстиранного простынного полотна. Если выбранная для вышивки ткань тонкая, полупрозрачная или не слишком плотного переплетения, то полотно подкрашивают домашними средствами. Для этого кусок полотна смачивают теплой водой, отжимают, а затем окунают в черную тушь или крепкий раствор чая. После высыхания окрашенный кусок проглаживают горячим утюгом и запяливают. На эту ткань сверху приметывают кусочек выбранной нами ткани для вышивки изделия (рис. 1). При этом необходимо проследить, чтобы долевые нити простынного полотна и приметываемого кусочка ткани совпадали по направлению. Размер выбранной ткани, конечно, больше размера изделия в готовом виде. Минимальный припуск – 1 см. Этот припуск необходим на подгибку ткани при обтягивании формы. Но все же лучше, чтобы кусочек ткани был побольше, особенно если он из «сыпучего» материала. Устраняют это неприятное свойство ткани (например, шелка, крепа), смочив ее в водном растворе клея ПВА и высушив. Раствор делают совсем слабым, так как в противном случае ткань после высыхания затвердеет и ею невозможно будет обтянуть форму. ПВА хорош тем, что после высыхания делается прозрачным, не оставляет пятен на ткани и очень хорошо предохраняет ее от осыпания.
Нанесение рисунка
Но вот ткань запялена и на нее нанесен рисунок вышивки. Обычно на ткань переводят только внешний контур (границы) изделия, а сам узор вышивают на глаз. Но если это сложно, то на ткань дополнительно наносят и основные линии рисунка – стебельки, длинные листики, лепестки крупных цветов. Эти линии послужат точным ориентиром для вышивки мелких листиков и узелков. При желании выбранный узор перерисовываем на кальку и прикалываем к запяленной ткани. Иглой с белой хлопчатобумажной ниткой частым швом «вперед иголку» (рис. 2) обшиваем контур вышивки, а затем и крупные элементы узора. После того как границы рисунка обозначены, кальку осторожно обрываем и приступаем к вышивке.
Вышивка
Поскольку приемы вышивки почти всех украшений одинаковы, рассмотрим сначала технику их исполнения, а затем для каждого конкретного украшения разберем эти используемые приемы.
Стебельчатый шов. Выполняется слева направо. Закрепив нитку на ткани, делают стежок назад, вкалывая иглу правее места первого прокола и выводя ее на лицевую сторону посередине образовавшегося стежка и над ним. Свободный конец нити при этом направлен вниз (рис. 3). Снова делают стежок назад, выводя нить в предыдущий прокол и так далее.
Шов «петля». Представляет собой ряд изолированных петель, которые можно располагать в любом порядке по рисунку (отдельные мелкие листики, цветочки). Для того чтобы сделать петлю, нитку закрепляют на изнаночной стороне ткани. Выводят на лицевую сторону в точке основания петли, отбрасывают последнюю вниз, придерживая ее для удобства большим пальцем. Затем иглу вкалываем рядом с местом закрепления нитки, направляя ее острием вниз (рис. 4,a) и, набрав на иголку нужный отрезок ткани (приблизительно 4…5 мм), выводим ее на лицевую сторону. После этого небольшим стежком закрепляем полученную петлю на поверхности, не затягивая ее (рис. 4,б), а иглу выводим у основания следующей петли и так далее (рис. 4,в). Если петли прикрепить не одним, а двумя стежками, то форма их получится треугольной и вышиваемый цветок уже не будет ромашкой, а обернется васильком или цикорием. Выполнение такой петли подробно показано на рис. 5.
Шов «полупетля». На основе шва «петля» делается вышивка полупетлей. В этом случае петля не замыкается у основания, а как бы раздвигается. Для выполнения полупетли нитку закрепляем с левой стороны (рис. 6,а) в точке 1. Затем вкалывем иглу в точке 2, а выводим ее из точки 3, делая косой стежок по изнанке. Вытягиваем иглу и закрепляем полученную полупетлю стежком, вкалывая иглу в точку 4 (рис 6,б), а выводя ее в точке 5. Из точки 5 по тому же принципу формируем следующую полупетлю и так далее. Приемом «полупетля» заполняются некрупные листки, имеющие среднюю жилку. Если закрепляющий стежок (рис. 6,б) между точками 3 и 4 сделаем более длинным, то полупетли не плотно заполнят ткань. Получится реденькая «травка», которая придаст воздушность более плотному и крупному узору и оживит его.
Двусторонняя гладь. Гладью заполняют узкие длинные листочки, мелкие листики и лепестки цветов. Стежки глади делают либо прямыми (располагают строго поперек или вдоль вышиваемого элемента) – в лепестках цветов; либо косыми – в листках (рис. 7).
Жгутики«рококо». Для выполнения жгутика «рококо» нитку закрепляют на изнанке и выводят на лицевую сторону ткани. Затем, немного отступив, вкалывают иглу в ткань справа налево и сразу же выводят конец иглы на лицевую сторону ткани в точке выхода нити (рис. 8,а). После этого на кончик иглы навивают нитку 8…10 раз и осторожно протягивают иголку через витки, придерживая жгутик пальцами правой руки (рис 8,б). Затем иглу вкалывают в предыдущий прокол, при этом жгутик ложится на ткань (рис. 8,в).
Для «рококо» используют длинные иглы с маленьким ушком. Очень важно, чтобы игла была прямая, а не расширялась к ушку. В противном случае игла либо не пройдет через туго свитый жгутик, либо растянет его, сделает дряблым и неаккуратным.
Если слишком увеличить число витков нитки на иголке, то жгутик выйдет очень длинным и изогнется. В некоторых случаях, когда вместо ромашки, например, задумали вышить хризантему, изогнутый жгутик сделать просто необходимо. Число лепестков ромашки тогда уменьшаем вдвое.
Узелки «рококо». Иглу с ниткой выводят на лицевую сторону ткани держат ее (иглу) правой рукой горизонтально над поверхностью ткани. Пальцами левой руки берут нитку ближе к ткани и наматывают ее на иглу движением правой руки от себя. Делают при этом 2…3 витка, не выпуская нить из руки (рис. 9,а). Затем левой рукой нитку заводят под иглу сверху справа налево (рис. 9,б), а правой вкалывают иглу рядом с тем местом, где нить вышла на поверхность ткани. Левой рукой слегка подтягивают нить, следя, чтобы образовавшийся узелок лег на ткань, и осторожно протаскивают иглу наизнанку.
Как видите, приемов вышивки использовано совсем мало, они простые и некоторого навыка требует только исполнение жгутиков и узелков «рококо».
Как выбрать цвет ниток? Это зависит от ассортимента имеющихся в доме ниток и от цвета платья, к которому собираетесь вышить украшение, но всегда придерживайтесь правила – нитки подбирайте ярких тонов. Листки и стебельки на всех изделиях вышиваем ярко-зелеными, цветки и россыпи узелков – красными, синими, сиреневыми, ярко-розовыми, а сердцевинки всех цветков заполняем узелками «рококо» желтого цвета.
Чтобы вышивка не получилась грубой, а походила на миниатюру, работу над ней выполним в одну нитку и лишь узелки «рококо» вышиваем в две нитки для придания им большей объемности.
Теперь рассмотрим особенности вышивки каждого изделия.
Броши (рис. 10)
а – листики – косая гладь; цветки – петельки, основания которых расположены по внешнему краю цветков;
б – вся вышивка – петельки, узелки, стебельчатый шов;
в – листики – плотный ряд полупетель; цветки – прямая гладь;
г – листики – петельки; цветки – прямая гладь;
д – листики – косая гладь; цветки – прямая гладь, узелки;
е – листики – косая гладь; середина цветка – косая гладь (желтыми нитками), узелки; ножки узелков – простые стежки;
ж и з – листики – косая гладь; цветки – петельки, узелки;
и – листики – петельки; чашечка цветков – прямая гладь; лепестки – петельки с двумя закрепляющими стежками;
к – листики – плотный ряд полупетель; травка – редкие полупетли; фиалка – прямая гладь;
л – травка – редкие полупетли; листики – плотный ряд полупетель; сирень – россыпь узелков (оттенки сиреневого цвета);
м – листики – косая гладь, узелки; розочки – жгутики «рококо».
Заколки для волос (рис. 11)
а – крупные листья в центре – косая гладь; мелкие листики – петельки; ромашки и розочки – жгутики «рококо», узелки;
б – все листики – петельки; мелкие цветки – узелки; ромашки – жгутики «рококо».
Комплект кулона и сережек (рис. 12) – листики – петельки; крупные цветки – прямая гладь; мелкие цветки – узелки.
Полоска для ободка (рис. 13) – листики – петельки; удлиненные листики – косая гладь; ромашки – жгутики «рококо»; два крайних ряда – узелки.
Выполненная вышивка – это еще не вполне готовое изделие, а потому придется немного потрудиться над окончательной его обработкой.
На запяленную ткань помещаем значок или вырезанную из картона заготовку и хлопчатобумажными нитками № 30…10 прокладываем швом «вперед иголку» линию контура значка (заготовки), отступив от края значка 0,5…0,8 мм. Хвостик нити оставим свободным, не закрепляя его.
Готовую вышивку освобождаем из пялец, подкладываем под нее значок или заготовку будущего украшения, аккуратно размещая вышивку на этой твердой основе. Узор расположим на форме симметрично и по центру. Потянем с силой за хвостик нитки и затянем ее потуже на основе со стороны изнанки.
Излишки ткани срезаем, не задевая стягивающей нити и высвобождая при этом замочек значка. К сережкам и кулону пришиваем с изнаночной стороны тонкий кожаный (не нитяной) шнурок и формируем из него петельки для дужек. К украшениям, не имеющим на оборотной стороне запорчиков-замочков, приделываем донышко. Вырезаем точную копию твердой основы украшения из картона или тонкого целлулоида, но размером меньше на 1…2 мм, и обтягиваем черной тканью. Складываем обе половинки изделия изнаночными сторонами и потайными стежками сшиваем их между собой черной хлопчатобумажной ниткой (или любой другой подходящего цвета). По контуру пришиваем декоративный шнур или бисер (стеклярус), что не только выгодно оттенит вышивку, но и защитит ее от ненужного соприкосновения с пальцами. Вот теперь наше украшение готово. Остается только освежить его – постирать не удастся, а почистить с помощью влажной марли – получится. Запылившееся изделие накрывают сложенной вдвое смоченной и отжатой марлей и несколько раз постукивают по ней пальцем, она соберет пылинки, что оживит сочные цвета вышивки.
Сделать вышитое украшение – занятие не из трудных, но все же хорошо бы иметь хоть какой-то элементарный навык в общении с этим видом рукоделия. Вполне вероятно, что для кого-то обучение азам вышивки по этой статье окажется самой-самой первой работой и не исключено, что она не заладится. Постарайтесь запастись терпением и довести ее до конца, а затем – повторить. Умение приходит к настойчивым.
Кстати, извечный вопрос накануне праздников и дней рождений: что подарить (маме, бабушке, подруге, дочери)? – отпадет сам по себе. Потому что ручная вышивка – не какой-то ширпотреб, а прекрасный подарок, всегда единственный в своем роде и от всего сердца.
А надоест украшение, что же, сейчас продается множество крошечных рамок для картин, в том числе и овальных. Вставьте ваше украшение в рамку – вот вам и картина.