Замечания к статье В. Гущина «Делюсь своим опытом»

Прочитав вышеуказанную статью В. Гущина, хотел бы поделиться некоторыми соображениями по поводу существа напечатанного, а также высказать ряд замечаний. Я учитель технического труда в средней школе, подписываюсь на ваш альманах с первого номера, который выходил еще в газетном варианте, нахожу в нем много интересного для себя и своей работы. На уроках труда мы с учащимися пользуемся материалом некоторых статей для изготовления инструмента, различных приборов для дома, школьных кабинетов и мастерских. Читая журнал, мы радуемся, что не перевелись на Руси Великой еще настоящие кулибины - ищущие, конструирующие, изобретающие.

За время своего существования альманах претерпел много внешних изменений, оставаясь при этом хорошим подспорьем для тех, кто любит и умеет мастерить своими руками.

Получив свежий номер, прочитываю его несколько раз от начала до конца. Первый раз читаю с целью ознакомления с материалом альманах. Второй - более внимательно (понравившиеся статьи). Третий - критически, перечитывая заинтересовавшую меня статью с целью дополнения, расширения области применения того или иного прибора, изменения конструкции, предложенной в ней, задавая себе при этом следующие вопросы:

• как использовать тот или иной прибор, инструмент, изготовленные по вашим чертежам, в своей работе;

• насколько ваше предложение экономично, целесообразно и соответствует правилам техники безопасности;

• будет ли работа по изготовлению прибора интересна учащимся;

• найдет ли он свое применение в быту, школьных кабинетах, мастерских.

Ребята откликаются на предложение и даже предлагают свои варианты, идеи для которых они черпают также из материалов вашего альманаха.

Все это говорит о том, что альманах "Сделай сам" продолжает быть самым читаемым, несмотря на его возросшую стоимость.

Однако иногда он доставляет и огорчения. Читая статьи, находишь ошибки в чертежах (пропуск размеров, неточности в изображении деталей, несогласованность размеров, несоответствие изделия правилам техники безопасности).

Чтобы не быть голословным, постараюсь это продемонстрировать на примере статьи В. Гущина о терморезаке, помещенной на страницах 33-34 вышеуказанного альманаха. Одновременно хочу посоветовать, как можно усовершенствовать конструкцию и улучшить эксплуатационные качества прибора.

Я работаю с аналогичным прибором уже много времени (15 лет), используя его для различных целей:

• резка пенопласта, изготовление букв для оформления стендов;

• гибка оргстекла;

• выпиливание древесины и выжигание узоров.

В процессе эксплуатации терморезака были внесены следующие коррективы.

1. Чтобы заготовки (3...4 штуки) при резании их стопкой не сдвигались во время работы, я просверливаю в сложенных заготовках два сквозных отверстия и вставляю в них длинные болты, стягивая всю пачку заготовок в единое целое, тем самым избегаю их сдвига относительно друг друга во время их прожигания. Болты изготавливаю из гвоздей подходящей длины, нарезая на них резьбу М5 на длину 40...60 мм.

Рис. 1. Схема прибора для вырезания

Рис. 1. Схема прибора для вырезания: 1 - пружина; 2 - проволока из нихрома; 3 - тяга к пружине; 4 - педаль; 5 - проножка стола; 6 - реостат

При стягивании заготовок шляпки болтов утапливают в нижнюю доску, создавая ровную без шероховатостей поверхность, что позволяет легко передвигать стопку по рабочему столу, обеспечивая перпендикулярность прореза.

2. Чтобы облегчить подбор температуры нагрева нихромовой проволоки (темно-красный цвет), я использую простейший проволочный реостат (50В, J-6A), купленный в магазине "Учебно-наглядные пособия". Реостат я включаю последовательно с нагревательным элементом (куском нихромовой проволоки).

3. Для натягивания нихромовой проволоки я применил пружину и педаль. В результате освободилась вторая рука работающего, который в результате меньше устает. Теперь для удержания стопы заготовок используются уже обе руки, а не одна, как предлагает автор вышеуказанной статьи. Для этого над столом крепят подходящую по длине и упругости пружину, которую подбирают экспериментально (пробуют пружины от двери, эспандера и т.п.). На свободном конце пружины предусматривают клемму для подсоединения электропровода от реостата и одного из концов нихромовой проволоки (рис. 1). На другой конец нихромовой проволоки также устанавливаем клемму, куда подсоединяем и второй провод питания, и тягу, идущую к ножной педали. Второй конец тяги укреплен на самой педали. Деревянная педаль (350x120x20 мм) поворачивается на оси (рис. 2), которая установлена в двух уголках (рис. 3), привинченных к проножке рабочего стола (конструкция аналогична креплению педали швейной ножной машинки). Такая система обеспечивает равномерное движение нагревательного элемента вверх-вниз, а также перпендикулярную ориентацию проволоки нити накала относительно стопки заготовок.

Рис. 2. Ось педали

Рис. 2. Ось педали

Усилие, прикладываемое к педали (нихромовой проволоке) зависит от породы древесины (ее плотности), а так же от толщины пачки заготовок и скорости прорезания узоров.

4. Вообще-то работа терморезаком конструкции В. Гущина является нарушением правил техники безопасности, если рабочее место не оборудовано хорошей принудительной вентиляцией. Поэтому, чтобы избежать подобных нарушений, необходимо осуществлять выжигание узоров в хорошо проветриваемом помещении или на открытом воздухе. Без соблюдения этих условий допускать учащихся к работе терморезаком категорическим запрещается.

Рис. 3. Уголок крепления педали

Рис. 3. Уголок крепления педали

Я во время работы резаком использую дополнительный вентилятор (фабричный или самодельный), который устанавливаю над рабочим местом так, чтобы он, не создавая помех работнику, отсасывал дым из зоны работы прибором.

Я с благодарностью готов услышать отзывы, замечания и дополнения к предложенной мною конструкции.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *