Притираем клапаны «Жигулей»
Чтобы обеспечить герметичность цилиндров при работе двигателя, необходимо, чтобы между клапаном и толкателем были установлены определенные зазоры. Если эти зазоры меньше допустимых, клапан не сядет в гнездо, что приведет к прогоранию посадочного пояса клапана, то есть к нарушению герметичности цилиндра и, как следствие, к падению компрессии и снижению мощности двигателя.
И если вы определили, что в низкой компрессии виноваты клапаны, придется снять головку блока цилиндров и притереть клапаны к соответствующим посадочным местам. В этом случае вам понадобится специальное приспособление. Дело в том, что клапаны автомобиля «Жигули» не имеют на головке специального шлица для установки инструмента, обычно применяемого при их притирке. Поэтому придется изготовить коловорот (рис. 1). Коленчатый стержень коловорота изгибают из стального прутка диаметром 10 мм. Упорная рукоятка-грибок коловорота может быть стальной, пластмассовой, деревянной. Чтобы она вращалась без усилий, смажьте ее солидолом (литолом), а между верхним торцом коленчатого стержня и дном отверстия в грибке поместите стальной шарик. Чтобы ручка не слетала при работе, на стержне и в отверстии грибка сделаны проточки, куда вставляют разрезное стальное колечко. Сделать это очень просто: колечко устанавливают в проточку в отверстии грибка, надевают последний на стержень, колечко сначала раздвинется, пропуская стержень, а затем защелкнется на стержне, когда окажется напротив проточки в нем. В этом случае, конечно, проточка в отверстии грибка должна быть достаточно глубокой, чтобы колечко в ней полностью «утопилось», а вот из прорези в стержне колечко должно, наоборот, выступать.
Ручку для вращения коловорота я собрал из корпусов двух полиэтиленовых одноразовых шприцев, для чего разрезал их вдоль, надел на коленчатый стержень, а сверху обмотал несколькими слоями изоленты. На нижнем конце стержня коловорота просверлил радиальное отверстие и загнал в него стальной штифт диаметром 3 мм.
Чтобы передать при притирке вращение от коловорота к клапану, вытачивают стальную насадку-переходник (рис. 2). В трубчатой части насадки делают продольную прорезь шириной 3,5 мм (в прорезь входит штифт на конце стержня коловорота, когда на стержень надевают насадку). На головке клапана насадку обычно крепят с помощью жидкого гудрона. Для размягчения гудрона можно или нагреть клапан, или насадку, или расплавить сам гудрон - разницы нет. Итак, имея между клапаном и насадкой слой жидкого гудрона, насадку как можно точнее устанавливают по центру головки клапана, слегка прижимают и всю «систему» охлаждают. Теперь насадка и клапан - одно целое и можно начинать притирку клапанов (рис. 3).
В заключение несколько полезных советов.
Так как в процессе притирки клапан не должен постоянно соприкасаться с гнездом (седлом), под клапан устанавливают пружину, которая позволит периодически приподнимать клапан над седлом. Усилие пружины каждый волен подбирать сам. Я использовал пружину от раздвижного зонтика (старого, конечно).
Нельзя вращать коловорот, то есть клапан, вкруговую, иначе можно сделать кольцевую канавку на пояске, которую потом очень трудно будет вывести. То есть одни и те же точки на пояске клапана не должны дважды подряд попадать на одни и те же точки на пояске гнезда, для чего клапан при подъеме (той же пружиной) слегка проворачивают вхолостую. Поворачивать клапан в гнезде необходимо на угол не более 90°.
Чтобы разделить насадку и клапан, их придется слегка нагреть.
Удачной вам работы.
Притирку клапанов осуществляют и без помощи коловорота. В этом случае клапан опускают на седло в головке блока, на хвостовую часть клапана с усилием надевают шланг подходящего диаметра и, вращая шланг ладонями, ведут притирку. - Примечание редактора.
То же самое делаю с помощью шуруповерта, вставляю металлический стержень на 9 мм в кусочек топливного шланга, креплю хомутом, а второй конец шланга одеваю на кончик клапана и если есть возможность, тоже креплю хомутом. Притирается намного быстрее и без особых физических усилий.