Самодельные тележки

Всем понятно, что любой груз лучше перевозить на тележке, чем тащить на спине. Но тележка тележке - рознь, и конструкций их - великое множество. Одни из них служат для похода в магазин за продуктами, другие предназначены для транспортировки газовых баллонов, главное требование к третьим - устойчивость на сельских дорогах. Но в этом материале мы не будем разбирать особенности узкоспециализированных тележек, а рассмотрим эксплуатационные стороны тележек «широкого профиля», которыми в основном пользуются и горожане, и жители сельских районов.

Рис. 1. Тележка для перевозки небольших, грузов со складывающимися «крыльями» платформы

Рис. 1. Тележка для перевозки небольших, грузов со складывающимися «крыльями» платформы

Для перевозки небольших грузов очень удобна тележка из досок со складной грузовой платформой, откидные «крылья» которой укреплены на металлических петлях (рис. 1). Колеса тележки установлены на нижней платформе, присоединенной к верхней с помощью двух поперечных досок. Таким образом, нижняя платформа выполняет роль дополнительной полочки для небольших вещей. Колеса и оси подойдут от детской коляски.

Грузоподъемность такой тележки на колесах без спиц - до 80 кг. Примерные размеры тележки: длина - 60 см, ширина - 35 см, высота - 15 см.

Если изготовить тележку меньших размеров, то она вполне уместится в рюкзаке. Конечно, верхнюю платформу тележки можно сделать и цельной, то есть без откидывающихся «крыльев».

Рис. 2. Тележка, которую удобно перевозить в пассажирском транспорте!

Рис. 2. Тележка, которую удобно перевозить в пассажирском транспорте!

Тележка, приведенная на рис. 2, удобна при перевозке на садовый участок небольших грузов, когда основная часть поездки происходит на пассажирском городском транспорте. Дело в том, что такую тележку удобно перевозить в вертикальном положении. Основа конструкции тележки - рама, изготовленная из стальной трубы диаметром 14 мм. К раме приварена стальная ось диаметром 8 мм, на которой крепятся два колеса диаметром 110...120 мм (на «резиновом ходу»). Колеса лучше всего установить на подшипниках. В нижней части тележки под углом 90° к раме приварена опора (рама) для груза, согнутая из такой же трубы. Поперечины на раме и на опоре выполнены из стальной проволоки диаметром 6 мм.

Опору для груза можно установить на петлях, что позволит ее складывать, то есть прижимать к грузовой платформе, а ручку сделать задвигающейся в трубки рамы. Тогда тележка будет занимать меньше места при хранении или перевозке.

Рис. 3. Маневренная тележка для перевозки по хорошим дорогам крупногабаритных грузов

Рис. 3. Маневренная тележка для перевозки по хорошим дорогам крупногабаритных грузов

Для перевозки тяжелых и объемных грузов по асфальтированным и ровным грунтовым дорогам очень пригодится тележка с платформой (рис. 3, а). Грузоподъемность этой тележки - 250...300 кг и более. На ней удобно перевозить длинные доски, бревна, железнодорожные шпалы, бетонные столбы, громоздкую мебель, а также, в таре, понятно, древесные опилки, навоз и другие подобные грузы.

Особенностью конструкции этой тележки является то, что она отличается большой маневренностью и ее удается разворачивать даже на небольшом «пятачке». Достигается это благодаря тому, что расстояние от грузовой платформы как до переднего, так и до заднего колес тележки на 2...2,5 см меньше, чем это же расстояние до боковых колес (рис. 3,б). Таким образом, при движении тележка опирается не на четыре, а на три колеса (на два боковых и переднее или на два боковых и заднее). Длина тележки 110 см, ширина 75 см, высота платформы 35 см, общая высота 100 см (с учетом ручки).

Основу тележки составляет платформа, рама которой выполнена из стальных труб квадратного (или круглого) сечения. Концы ручки, выгнутой из круглой трубы, вставлены в продольные трубы рамы тележки, при этом длина этих концов практически равна длине продольных труб рамы, что позволяет выдвигать ручку из рамы, «удлиняя» тем самым тележку. В том или ином положении ручки ее концы фиксируют в трубах рамы стопорными винтами.

С помощью бытового сварочного аппарата, позволяющего сваривать стальные листы толщиной до 4 мм, к раме приваривают поперечины из стальных уголков, создавая дополнительные опоры для верхнего покрытия грузовой платформы, изготовляемого либо из 0,5...0,6-миллиметровой листовой стали, либо из тонких досок. Далее к раме, усиленной уголками, приваривают прочные кронштейны (рис. 3,в), выгнутые из листовой стали толщиной 2 мм (подобные кронштейны можно сварить и из отдельных стальных заготовок).

Каждое колесо тележки состоит из двух дюралюминиевых или стальных дисков, стянутых между собой винтами с потайными головками. На том и другом дисках предусмотрены буртики, которые при соединении дисков в колесо образуют на ободе колеса круговой паз. Этот паз надежно удержит на колесе надетое на него резиновое кольцо от газового баллона, конечно, при условии, что внутренний диаметр резинового кольца чуть меньше диаметра колеса, то есть кольцо будет надеваться на колесо плотно, без зазора. В каждом колесе установлены по два подшипника, в последние плотно без зазоров вставляют стальную ось диаметром 16 мм с резьбой на обоих концах. Колесо устанавливают в кронштейны, закрепляя в них ось шайбами и гайками (рис. 3, г).

Рис. 4. Тележка «повышенной проходимости»

Рис. 4. Тележка «повышенной проходимости»

Двухколесную тележку-вездеход, которой не страшны канавы, выбоины, камни и другие неровности на дороге, можно также построить самому (рис. 4). Примерные размеры тележки: длина 130 см, ширина 65 см, высота 70 см. Предназначена такая тележка для перевозки грузов массой до 200 кг в районе садового участка (примерно в радиусе 400...500 м от него).

Рама грузовой платформы тележки выполнена из стальной водопроводной трубы с наружным диаметром 22 мм. Собственно платформу образуют расположенные поперек рамы такие же трубы (последние к раме крепят сваркой). Оба конца стальной трубы, в которую вставляют ось (вал) тележки, приваривают к продольным трубам рамы с помощью опор из труб, согнутых под острым углом.

Колеса для тележки - самодельные. Каждое из них состоит из двух стальных дисков диаметром 42 см и толщиной 2,5 мм, между которыми установлен диск из упругой резины диаметром 45 см и толщиной 2 см. Все три диска стягивают между собой болтами с гайками. Подойдут и готовые колеса другой конструкции. Ось колес (стальной стержень диаметром 20...25 мм) желательно «посадить» на подшипники, которые, в свою очередь, вставляют в трубу для вала колес (соединение подшипников с валом и трубой осуществляют с помощью плотной посадки).

На грузовую платформу тележки желательно установить дополнительно легкую реечную раму (для центровки груза) и прикрепить ее к трубам основной рамы проволокой или металлическими пластинами. Середина правильно установленной реечной рамы должна располагаться под осью колес. В этом случае центр тяжести груза будет находиться над колесами, что значительно облегчит перевозку и сделает тележку более устойчивой при движении.

Чтобы было удобнее перевозить тяжелые грузы и чтобы садовый инструмент (лопаты, грабли и т.п.) не сваливался с платформы, приварите к боковым трубам грузовой платформы по упору (бортику) в виде согнутой из трубы или прутка дуги. С помощью болтов и гаек упоры можно сделать съемными или складывающимися. Для установки тележки в горизонтальном положении предусмотрены ножки из труб (см. рис. 4).

Конструкции и размеры тележек, конечно, можно изменить. Все зависит от технической оснащенности мастера и имеющегося у него материала. Наличие тележек экономит время, силы, а в конечном счете - и здоровье. А свое здоровье надо беречь. Особенно в пожилом возрасте.

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *