Заготовка торфа

В юго-западных районах Брянской области (в Полесье), а также в ряде районов Сумской, Черниговской областей Украины, Гомельской и Могилевской областей Беларуси с давних времен для отопления сельских жилищ население заготавливало торф. Дело в том, что все эти территории характеризуются значительным числом больших и малых болот, а также впадин с небольшой глубиной залегания грунтовых вод, что создало благоприятные условия для образования здесь торфа. В течение многих десятков лет торфяные залежи выручали Полесье, обеспечивая его население топливом в зимнее время. Словом, систематическая ежегодная заготовка этого сырья превратило эту деятельность в солидный промысел.

В связи с аварией на Чернобыльской АЭС заготовки торфа резко сократились, однако в отдельных населенных пунктах «чистых» районов области и до настоящего времени сохранился этот промысел, с которым тесно связаны суть, смысл и уклад жизни местного населения Брянщины. Промысел этот имеет глубокие корни и традиции.

Рис. 1. Разрез торфяной залежи

Рис. 1. Разрез торфяной залежи

Календарь сельского труженика (особенно на весенне-летне-осенние месяцы), всегда связанный с проведением различных сельскохозяйственных работ, в этот период был «расписан» буквально с точностью до одного дня. На Брянщине по этому календарю на период заготовки торфа отводилось время от праздника Николая весеннего (22 мая по новому стилю) до Троицы (или пятидесятницы). Обычно праздник Троицы приходится на первую - вторую декаду июня. Так вот, торф необходимо было заготовить именно до Троицына дня. Ведь далее следовал другой, более важный этап сельскохозяйственных работ - косовица трав и сушка сена.

К заготовке торфа крестьяне приступали после завершения всех посевных и посадочных работ, обязательно попросив Господа Бога, чтобы послал им на время работ на болоте теплые и солнечные денечки. На «торфяные» работы собиралась вся деревня: и стар, и млад. Обычно выезжали на место целыми семьями. Здесь люди проводили весь световой день: от раннего утра до позднего вечера. Здесь же они ели, пели песни, в минуты отдыха вели разговоры о житье-бытье. Трудоспособное население (мужчины, женщины, подростки) оставались тут же ночевать в устроенных на время шалашах. Вся лошадиная тягловая сила тоже собиралась вокруг.

Для заготовки торфа местные власти выделяли каждой семье на текущий год торфяные участки-болота. Размеры торфяных участков зависели от числа членов в семье. Довольно часто возникали споры, скандалы, иногда и драки по причине несправедливой или неточной дележки площади. Все «торфяное» делилось с учетов глубины залегания торфа. Ведь в отдельных местах торф залегает на глубину до 2 м и более, в других же - до 1...1,5 м, что обязательно принималось во внимание при дележке территории. Примерный разрез торфяной залежи приведен на рис. 1. План территории, на которой осуществлялась заготовка торфа, показан на рис. 2.

Рис. 2. План территории, гае вели заготовку торфа

Рис. 2. План территории, гае вели заготовку торфа

Для отопления жилища обычно использовали либо кусковой торф, нарезанный в виде кирпичей, либо мешаный в виде лепешек.

Резаный торф-кирпич (рис. 3) заготавливали следующим образом. Над торфяной залежью убирали траву, кустарник, а затем удаляли и рыхлый торфяной слой, который уносили подальше от болота (в дальнейшем его использовали для получения мешаного торфа). Из плотной спрессованной массы вырезали торфяные кирпичи, которые сушили на территории рядом с болотом. Для резки торфа применяли специальный резак (рис. 4).

Рис. 3. Резаный торф-кирпич

Рис. 3. Резаный торф-кирпич

Резчик торфа находится на дне вырытого карьера (ямы), послойно срезая кирпичи. Если в карьере собиралась вода, ее периодически вычерпывали ведрами. Резчик работал в резиновых сапогах, а раньше дно карьера устилали 40...50-сантиметровым слоем из веток или из прошлогодней соломы. На такой подстилке резчику было не холодно стоять даже в лаптях.

Рис. 4. Резак для торфа

Рис. 4. Резак для торфа

За одним резчиком закрепляли двух помощников, которые к месту сушки отвозили кирпичи на лошади или относили их на носилках. На сушильной площадке кирпичи располагали рядами. В таком разостланном виде при хорошей солнечной погоде торф сушили 3...4 дня, после чего кирпичи переворачивали на другую сторону. Затем торф-кирпичи «круговали», то есть из кирпичей «строили» круги-козлы, способствующие более быстрой их сушке (рис. 5). После 3...4 дней сушки в козлах торф перевозили в дом или, если были заняты лошади, его оставляли тут же, составляя из кирпичей один или два больших штабеля. Так торф хранили до ноября - декабря, а уж потом по первому снегу легко перевозили домой на санях. Торфяные кирпичи обязательно защищали от дождя, для чего накрывали штабель слоем соломы, сена, ветками кустарника.

Рис. 5. Круг-козел из кирпичей

Рис. 5. Круг-козел из кирпичей: а - вид спереди; б - вид сверху (уложены всего два ряда кирпичей)

Мешаный торф готовили следующим образом. В рыхлую торфяную массу (так называемому дробку) добавляли воду и тщательно перемешивали (с помощью лопаты или просто ногами), получая торфяное тесто. Если сырья было много, то для перемешивания использовали пару лошадей, водя их по площадке с насыпанной дробкой.

Готовую массу в ведрах переносят на сушильную площадь, где формируют из нее торфяные лепешки разной формы. Чаще всего торфяную массу из ведра вываливали на траву, делая затем из торфа большую лепешку, которую далее разделяли пополам. Конечно, для сушки таких половинок требуется больше времени, чем для сушки резаного торфа, хотя технология сушки у них одинаковая: переворачивание, фугование, штабелирование. Заметим, что процесс получения торфяного топлива в виде лепешек более трудоемкий, но отдельные хозяева предпочитают именно этот способ заготовки торфа.

Качество заготавливаемого торфа зависит как от вида самого торфа, так и способа его обработки. А качество торфа определяло и особенности его применения. Так, мешанный торф берегли для зимних морозов (Никольских и Крещенских), торф из мха использовали для топки русской печки, чтобы хорошие получились блины.

Тяжел труд заготовки торфа, но это часть материальной культуры русского народа и негоже об этом забывать. Перед Троицей, уже когда в основном был заготовлен торф, наши крестьяне говорили: «Вот и первый достаток в дом». Глубокий смысл сказанного в том, что теплый очаг и сытый стол - основа жизни крестьянина.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *