«Музыка» в автомобиле своими руками

Когда после поворота ключа зажигания и непродолжительных усилий стартера салон автомобиля заполняется негромким рокотом работающего двигателя, это всегда в радость каждому автолюбителю. Но вот двигатель прогрелся, заурчал особенно приятно, и вы отправляетесь в путь, сопровождаемые шумом работающего двигателя, легким поскрипыванием подвески, шелестом колес и свистом ветра. Однако такая желанная вначале "музыка" скоро надоедает, хочется послушать полюбившиеся вам мелодии, получить свежие новости о здоровье национальной валюты, узнать, как там в Греции. Можно, конечно, подождать возвращения домой, но дома всегда не хватает времени, да и музыкальные вкусы у членов вашей семьи обычно не совпадают с вашими. Выход из создавшейся ситуации очевиден - установить "музыку" в автомобиль и управлять ею по своему усмотрению.

Простая схема "музыки", состоящая из магнитолы, двух динамиков спереди и двух эллиптических динамиков (так называемых "лопухов") сзади, является самой распространенной. Многие на этой схеме и останавливаются, считая что дальнейшее развитие озвучивания салона требует больших материальных затрат. Это не совсем верно, так как вышеупомянутая схема имеет скрытые резервы, чем мы и воспользуемся.

Что влияет на качество звука? Разумеется, огромную роль играют сами компоненты "музыки" (магнитола, динамики, провода). Однако звучание системы в значительной мере зависит и от ваших умелых рук. Неграмотная установка сведет на нет все достоинства самого дорогого "продвинутого" динамика, а ведь качество всей системы целиком определяет самый слабый ее элемент. В интернете был описан интересный эксперимент, проведенный исследователями из США, в процессе которого сравнивали качество звучания двух АС (акустических систем). Два обычных 13-сантиметровых широкополосных динамика закрепили в картонных коробках (типа обувных) и дали группе слушателей сравнить их с парой качественных колонок за $2000. Естественно, обе АС были отделены от слушателей непрозрачным экраном. В первой фазе эксперимента все испытуемые предпочли "картонную" акустику. Суть оказалась в том, что динамики в картонках были правильно разнесены и сориентированы в пространстве прослушивания. Так что, приобретя недорогие АС, попробуем разобраться, как расставить наши картонные коробки, чтобы звучали они, как (или почти как) колонки за $2000.

Размышления у прилавка

Но вернемся к моменту приобретения музыкальной аппаратуры. Так, выбирая головное устройство, имейте в виду, что все магнитолы дешевле $60 - это некачественная аппаратура, то есть деньги, выброшенные на ветер. Учтите, на рынке часто встречается дешевая аппаратура каких-то "левых" фирм: "Pioneer", "Panasonic", "JVS". Как видите, названия подобных фирм похожи на названия известных фирм, к которым первые не имеют никакого отношения. Аппаратура таких фирм-паразитов быстро выходит из строя.

При покупке магнитолы важно сразу определить минимальный набор функций, которые она должна выполнять. Так, желательно, чтобы у магнитолы было предусмотрено управление внешним CD-чейнжером и имелись линейные выходы. Даже если вы не планируете в ближайшее время дополнять свою систему проигрывателем компакт-дисков и внешними усилителями, при возникновении такой необходимости впоследствии вам не придется покупать новое головное устройство, сокрушаясь о неосмотрительно сэкономленных $10. Что касается внешних наворотов, например, многоцветного дисплея с бегущими собаками, лошадьми, рыбками или же различных анализаторов звукового спектра, то это дело вкуса. Подобные прибамбасы привлекают к себе внимание во время покупки и весьма непродолжительное время после покупки. Требования же к качеству звука со временем обычно не снижаются, а наоборот растут. Поэтому, приобретая магнитолу, можно сказать, голосуй ушами, а не глазами.

Особое внимание стоит уделить фронтальной акустике, которая, чем качественней, тем лучше. Здесь особенно экономить не следует, так как на передних динамиках лежит основная нагрузка по построению качественного звука. На тыловых же динамиках, наоборот, можно немного выгадать. В качестве последних вполне подойдут двухполосные, да и те придется переделывать в однополосные, о чем будет сказано ниже. В качестве тыловых лучше использовать дешевые отечественные низкочастотные динамики, а сэкономленные деньги потратить на более дорогие передние динамики.

Размышления при установке

Современные магнитолы обладают довольно мощными встроенными усилителями мощности, которые на пиках музыкального сигнала способны отдать в нагрузку (динамики) до 40 Вт в каждый из четырех каналов. Соответственно и потребление магнитолой энергии из сети автомобиля - высокое. Не следует облегчать себе жизнь и подключать основной плюсовой провод магнитолы к первому попавшемуся плюсовому проводу из бортовой сети автомобиля. Часто недальновидные автолюбители используют для этой цели плюсовой провод прикуривателя. А ведь автомобильная проводка рассчитана на вполне определенную нагрузку, так что перегружать ее - себе дороже. Во-первых, проводка способна загореться и в несколько секунд заполнить салон едким дымом, лишая водителя способности дышать и видеть. Во-вторых, мы обрекаем магнитолу на скудное "диетическое" питание, о чем свидетельствует дисплей магнитолы, который при повышенной громкости начинает мигать в такт с музыкой. Понятно, что тонкий провод не способен пропустить большой ток, в результате чего страдает качество воспроизведения музыки. Исходя из этого, плюсовой провод выбирают с сечением проводника около 2,5 мм2 и подсоединяют непосредственно к плюсовой клемме аккумулятора. Необходимо рядом с аккумулятором поставить дополнительный предохранитель на 10 л. Обратите внимание и на минусовой провод магнитолы. Он должен быть того же сечения и надежно подсоединен к металлу кузова.

Конструкторы отечественных автомобилей ВАЗ 2101...2106 не предусмотрели штатных мест для динамиков в передней части салона. В ВАЗ 2107, в "восьмерках" и "девятках" с высокой панелью, "Волгах" наконец появились штатные места для динамиков, но установить туда удается только четырехдюймовые динамики. Более крупные динамики можно поставить только в двери, причем часто здесь совершают ошибку и крепят динамики непосредственно к обивке двери, а так как обивка, представляющая собой тонкий лист оргалита или пластика, который крепят к двери с помощью слабых пистонов, часто отваливается и под собственным весом, то отягощенная динамиком делает это обязательно. Динамик надо крепить непосредственно к двери. Сначала устанавливают динамик на фанерном основании, а затем последнее укрепляется на металле двери. Сверху ставят обивку с защитной сеткой и все стягивают шурупами. Имейте в виду, что свободного пространства в двери мало, так что придется примерять динамики по месту. Постарайтесь перекрыть все щели и отверстия вокруг динамика, чтобы максимально изолировать переднюю поверхность диффузора динамика от тыловой. Дело в том, что при движении диффузора с одной стороны динамика возникает зона повышенного давления, с противоположной - зона пониженного давления. При наличии утечек происходит акустическое "короткое замыкание", которое приводит к падению отдачи звука на низких частотах.

Теперь займемся тыловыми динамиками. Задняя полка автомобиля позволяет разместить на ней (точнее под ней) более крупные динамики, чем в передней части салона. Требования к установке тыловых динамиков те же, что и к креплению фронтальных динамиков, то есть каждый динамик привинчивают к собственному (или общему, что лучше) основанию из 10...15-миллиметровой фанеры. В хетчбеках фанерное основание (с укрепленными на нем динамиками) крепят снизу к штатной полке. В последней предварительно делают отверстия, соответствующие размерам диффузоров динамиков. В седанах от штатной полки можно совсем отказаться. Новая полка из фанеры обтягивается звукопрозрачным материалом, защитные решетки лучше не ставить, меньше соблазнов для "пионеров". Не забудьте прикрепить фанерную полку к металлу кузова (для седанов). Кардинальным решением является изготовление закрытого ящика, в который устанавливаются динамики сабвуфера, но это отдельная тема.

Обычно "лопухи" размером 6x9 дюймов обладают более высокой мощностью и чувствительностью, чем 4...5-дюймовые, установленные в торпеду или передние двери. В результате звуковая сцена оттягивается назад, то есть звук в основном идет от тыловых динамиков. Таким образом, создается ситуация, напоминающая ту, когда вы, находясь на живом концерте, усаживаетесь спиной к сцене. В автомобиле же такая ситуация считается нормой. Однако ее легко исправить. Из многополосных "лопухов" путем несложной хирургической операции удаляют "пищалки" (высокочастотные динамики). Для этого с задней стороны основного магнита удаляют наклейку, под которой находится длинный винт, проходящий сквозь магнит. Далее перекусывают два гибких проводника, идущих от основного диффузора к "пищалкам", отворачивают винт, и пищалки вместе с конденсатором оказываются у вас в руках (конденсатор выполняет роль фильтра высоких частот).

Рис. 1. Схема включения индуктивности в тыловом канале

Отложим "пищалки" до поры, а пока с целью расширения возможностей звуковой системы превратим тыловые каналы в басовые. Для этого надо последовательно с каждым тыловым динамиком включить катушки индуктивности L емкостью от 3 до 6,5 мГн (рис. 1). Где взять такие катушки индуктивности? Затруднений тут не предвидится. Во-первых, намотать не сложно катушку и самому - витков не много и сердечник не нужен. Во-вторых, подойдут катушки индуктивности из старых домашних акустических колонок, кстати, можно использовать целиком фильтр нижних частот, да и динамик тоже. Таким образом, тыловые динамики будут воспроизводить только низкие частоты. С помощью фейдера магнитолы (баланс "фронт - тыл") без труда удается отрегулировать необходимый уровень низких частот. При этом одновременно решается задача по локализации стереопанорамы в передней части салона. Это объясняется особенностью человеческого слуха - малая локализация низких частот.

Обычно в недорогих системах в качестве фронтальных используются коаксиальные динамики, которые правильно сориентировать при установке в штатные места не удается. Поэтому вернемся к отложенным "пищалкам", которые понадобятся для построения компонентной фронтальной акустики (акустической системы, состоящей из отдельных высокочастотных и низкочастотных динамиков), если конечно вы не купили ее сразу. У "пищалок" маленькие габариты, так что их легко разместить по краям "торпеды" автомобиля, и направить звук на слушателей или в лобовое стекло (в классических "Жигулях" последний вариант предпочтительнее, так как стекло расположено слишком близко к передним пассажирам). Довольно просто установить "пищалки" в низкую панель "восьмерок" и "девяток". Вверху "торпеды" находится пластмассовая декоративная наклонная панель, которая соприкасается с лобовым стеклом. Ближе к краям этой панели слева и справа вырезают отверстия диаметром, равным диаметру диффузора "пищалки", сами высокочастотники крепят с обратной стороны панели. При определенной ловкости и гибкости это удается сделать, не разбирая "торпеды".

Рис. 2. Схема подключения высокочастотного динамика к фронтальному каналу

В других моделях автомобилей корпуса с "пищалками" крепят на поверхности "торпеды". Где взять корпуса для пищалок? В магазинах "Автозапчасти" встречаются ароматизаторы воздуха (вонялки, по-простому), корпуса которых вполне подходят для "пищалок", даже защитная сеточка есть. Удалить внутренности из ароматизатора - не проблема. За все удовольствие - менее 50 рублей. Подсоединяют высокочастотники через конденсатор параллельно с фронтальными динамиками. Схема подключения "пищалок" приведена на рис. 2 (показан один канал).

Все эти переделки, конечно, требуют некоторых затрат (в основном времени), зато вы будете вознаграждены звуком хорошего качества при минимальных расходах.

В настоящее время есть несколько специализированных изданий, посвященных автозвуку, в которых в основном рассматриваются профессиональные установки в автомобилях класса "Гелендваген". Не умаляя достоинств уважаемых изданий, хочется заметить, что основная масса автолюбителей передвигается на машинах отечественного изготовления, а достаточной информации, которая поможет оборудовать их "музыкой", явно недостаточно.

Уважаемые читатели, если вы не равнодушны к автозвуку, пишите в редакцию альманаха "Сделай сам", задавайте вопросы, делитесь своим опытом по установке "музыки" в ваш собственный автомобиль, мы всегда рады вашим материалам. 125124 Москва-124, а/я 70. Электронная почта: info@e-pub.ru

Вам может также понравиться...

Один комментарий

  1. Сергей:

    Что-то как-то не особенно расписано по установке конкретно, не понятно какие все таки динамики… да и фотками бы подкрепить, и цены статьи не было б:)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *