Оформление фотоальбомов — просто и интересно

Чтобы жизнь повторилась сначала

Загляните в семейный альбом...

Из репертуара Эдиты Пьехи

Сегодня у вас приятное событие: вы пришли в фотомагазин-салон получать отпечатанные цветные снимки. Приемщица выдает вам пухлый конверт с заказом и вы с нетерпением начинаете рассматривать отпечатки. Естественно, какие-то снимки вам нравятся, какие-то - нет. Ведь брак при съемке, обработке или из-за неточной светокоррекции при фотопечати на принтере всегда возможен. Далее вы выбираете и покупаете фотоальбом. Дома быстро заполняете снимками прозрачные карманы фотоальбома и оставляете его в книжном шкафу до очередного семейного праздника, думая, что теперь люди и эпизоды из жизни, запечатленные на фотографиях, навсегда сохранятся в вашей памяти.

Однако проходят годы. И листая страницы фотоальбомов, с грустью начинаешь замечать, что уже не помнишь, когда произошло изображенное на снимке то или иное событие, лица одних людей вы не узнаете, а имена других забыли. Запоздало сожалеешь, что когда-то о чем-то не расспросил родителей, родственников или знакомых, поленился, понадеявшись на память, подписать отпечатки. Так постепенно уходят в небытие образы родных и друзей, и тем самым стирается история жизни нескольких поколений семьи. Альбомы с одними фотографиями молчаливы, безымянны и скучны.

Для того же, чтобы со временем альбомы не превращались в простое хранилище фотографий, не говорящих ничего вам, а тем более вашим детям и внукам, о соответствующем оформлении фотоальбома следует подумать с момента его приобретения. В идеале семейный или любой другой фотоальбом должен напоминать современное иллюстрированное издание, где каждый снимок сопровождается пояснительным текстом. Вот такой фотоальбом с удовольствием будут смотреть члены семьи всех поколений.

Фотоотпечатки

Технические и творческие (если так можно сказать о неодушевленном оборудовании) возможности новейших цифровых и современных печатающе-проявляющих устройств (принтер-процесоров), установленных в фотоминилабораториях «Кодак», «Коника», «Агфа» и «Фуджи», весьма разнообразны. Так, в процессе фотопечати на обычном принтере всегда можно немного скадрировать изображение по горизонтали, благодаря зум-объективу удается увеличить наиболее интересную часть негатива, впечатать надписи типа «Я тебя люблю», «Поздравляю с...», изготовить цветные отпечатки с белой рамкой-кантом или без нее и, наконец, получить снимки практически любого размера, что обеспечит оптимальное использование площади страниц в фотоальбоме.

Цифровые фотопринтеры последнего поколения фирм «Коника», «Агфа» и других позволяют делать качественные отпечатки тех или иных размеров с разным дизайнерским оформлением практически со всех существующих носителей фотоизображений: проявленных негативных и слайдовых фотопленок, готовых отпечатков, цифровых фотокамер, гибких дисков (дискет), CD-ROMов и других. Фотолюбитель волен сам выбрать фон паспарту, вид рамки и размер фотографии, а также порядок размещения фотографий на альбомном листе. В наше время получить фотоотпечаток в овальной или прямоугольной рамке, квадрате, разместить фотоотпечатки по несколько штук на листе А4 - пара пустяков. Фотографию легко превратить в поздравительную открытку с собственным фотопортретом и оригинальной надписью, создать черно-белые отпечатки в тон сепии с цветного оригинала и так далее.

В большинстве обычных (не цифровых) специализированных приемных пунктах делают отпечатки следующих размеров: наиболее популярные (9x13 и 10x15 см); двойные (13x18 и 15x21 см); большие (18x24, 21x30 и 30x40 см); панорамные (13x24, 13x27, 15x24 и 15x30 см); APS-системы (10x18 и 10x25 см) и другие. Заметим, что из-за нестандартной ширины рулонов цветной фотобумаги и технологических особенностей обрезания каждого отпечатка при выходе из сушильного отсека принтер-процессора, готовые отпечатки часто имеют несколько меньшие размеры, например, истинный размер снимка 9x13 см составляет 8,8x12,7 см.

Заканчивая краткую информацию о фотоотпечатках, хочу дать вам несколько практических советов.

Например, давая цветную негативную фотопленку в фотопечать, не ограничивайтесь каким-либо одним размером отпечатка, например, 9x13 или 10x15 см. Попробуйте заказать разные размеры, а также панорамные снимки, двойные. Прибегайте также к услугам цифровых супермаркетов или студий, что поможет разнообразить фотоизобразительный ряд в альбоме.

Старайтесь снимать на цветные негативные фотопленки одной светочувствительности (в пределах разумного) и какой-нибудь одной фотофирмы («Кодак», «Агфа», «Коника» или «Фуджи»), проявлять и печатать в одной и той же фотолаборатории на одном и том же типе фотобумаги (матовой, глянцевой или структурной) и, очень желательно, у одного и того же оператора, в качестве работы которого вы не сомневаетесь. Фотобумага и все фоторастворы должны быть производства той же фирмы, что и купленная вами фотопленка.

Только выполнение всех этих условий поможет избежать при оформлении альбома резких перепадов цвета на отпечатках, сделанных в разное время.

Практически в каждой семье хранятся старые черно-белые фотографии родителей, бабушек и дедушек, близких и дальних родственников... Сегодня тонированные в тон сепии старые снимки смотрятся очень оригинально, причем они представляют фотографу интересную возможность включить их в фотоизобразительный ряд. Такой ход в построении изобразительного ряда будет особенно интересен, если «свежие» и «старые» события проходили в одном и том же месте.

Почему стареют отпечатки в семейных фотоархивах

Время от времени перелистывая страницы семейных альбомов или перебирая еще более старые снимки в заветной бабушкиной шкатулке, непроизвольно отмечаешь, что фотографии, как и люди, с возрастом стареют. Правда, черно-белые снимки, выполненные фотопрофессионалами, как правило, изменяются мало, а вот фото, напечатанное начинающими фотографами, активно выцветают, желтеют либо покрываются неприятными желто-коричневыми пятнами-точками. Для цветных же отпечатков характерно «поголовное» ухудшение качества. Самые старые из них, появившиеся еще в 50-х годах прошлого века и выполненные на советской фотобумаге типа «Фотоцвет», потеряли резкость, словно выгорели и стали почти одноцветными. Более «молодые» снимки, относящиеся к 70...80-ым годам, приобрели фиолетовый оттенок, лица людей на них «смазались». Меньше пострадали отпечатки, выполненные на цветных фотобумагах фирм «Агфа», «Фома» и «Форте». Интересный факт: цвет изменили не только цветные отпечатки, находившиеся какое-то время на свету, например, висевшие на стенке в рамочках, но и пролежавшие всю свою жизнь в фотоальбомах или даже проведшие ее в черных фольгированных светонепроницаемых пакетах.

«Чем объяснить подобные изменения и можно ли восстановить подпорченные временем или неумелым фотолюбителем отпечатки?» - такой вопрос возникает обычно у людей, которым не безразлична история их семьи и их рода. Конечно, можно, и здесь мы постараемся объяснить, что для этого нужно сделать.

Начну с черно-белых фотоизображений. Как известно, такое фотоизображение состоит из металлического серебра, и если фотографии правильно обработали, то далее при воздействии прямого солнечного света они прекрасно сохраняются. Примером служат «сочные» черно-белые снимки, сделанные фотографом-любителем графиней Софьей Андреевной Толстой, любившей фотографировать своего знаменитого мужа-писателя и детей. Появление в домашнем фотоархиве слегка или сильно пожелтевших, выцветших, с коричневыми пятнами черно-белых отпечатков обычно объясняется их неравномерным проявлением, недостаточным ополаскиванием снимков после проявления, некачественной окончательной промывкой, а также чересчур продолжительным их пребыванием на свету. Каждый из этих факторов мог навредить фотоизображению. Рассмотрим же подробнее причины появления подобной «порчи», так как из-за них продолжают терять свое качество и вполне современные черно-белые фотоматериалы.

Желто-коричневые пятна проявления на отпечатке образуются в результате окисления проявителя кислородом воздуха, когда при обработке часть фотографии не вошла в контакт с проявителем (либо просто в него не попала, либо контакту помешали образовавшиеся пузырьки воздуха). Подобные желто-коричневые пятна проявления также возникают, когда плохо сполоснутые после проявления отпечатки соприкасаются в фиксаже друг с другом «рабочими» поверхностями, в результате в местах их соприкосновения воздействие фиксажа замедляется, зато остаток проявителя здесь быстро окисляется, образуя вышеупомянутые пятна.

Равномерное выцветание, как правило, возникает из-за недостаточного окончательного промывания отпечатков после фиксирования, из-за чего невымытые из фотослоя соли тиосульфата натрия реагируют с серебром фотографического изображения. При этом образуется сернистое серебро, которое и придает изображению желтоватый или светло-коричневый цвет.

Чем больше тиосульфата натрия и остаточных комплексов соединений серебра остается в фотослое, тем больше скорость выцветания изображения и тем бледнее со временем становится фотография. Выцветание черно-белых снимков начинается с поверхности фотоизображения, причем на хлоросеребряных фотобумагах оно идет значительно быстрее, чем на бромосеребряных. Кроме того, этот процесс ускоряет прямой солнечный свет, повышенные температура и влажность воздуха, наличие в помещении следов сероводорода, сернистых и других газов.

Ухудшение качества черно-белых снимков способны вызвать даже страницы самого фотоальбома, если в них, конечно, содержатся вредные для фотоизображений химические вещества. Вредит качеству изображения и неподходящий клей, используемый для наклейки фотоснимков.

Теперь разберемся с цветными отпечатками, к фотообработке и хранению которых всегда предъявлялись более строгие требования. Это объясняется одним весьма важным недостатком цветных фотоматериалов: ограниченной светопрочностью красителей, образовавшихся в фотослоях цветной фотобумаги после цветного проявления. Наиболее характерен этот недостаток был для цветных фотоматериалов советского производства.

Самый страшный враг цветного изображения - прямой солнечный свет. Если цветной фотоснимок в течение некоторого времени постоянно находился под его воздействием, выцветание шло весьма интенсивно. При рассеянном свете в светлой комнате развешанные на стене цветные снимки выцветали медленнее, но уже месяца через три первоначальный цвет снимка менялся достаточно заметно.

Под действием дневного света сначала разрушается желтый краситель верхнего слоя, поэтому изображение на отпечатке начинает приобретать фиолетовый оттенок. Затем приходит черед пурпурного красителя среднего слоя - снимок синеет. Самым последним разрушался синий краситель нижнего слоя, в результате изображение становилось совсем белесым. Однако, выцветание красителей связано не только с воздействием на них света. Например, свою лепту здесь может внести сокращение времени окончательной промывки после недостаточного отбеливания-фиксирования отпечатков. Даже незначительное количество тиосульфата натрия, оставшегося в слоях красителей, способствует образованию окрашенных продуктов окисления и ускорению процесса обесцвечивания красителей на цветных отпечатках. Как и в черно-белой фотографии, этот процесс ускоряют повышенные температура и влажность, а также ультрафиолетовые лучи, источником которых, например, является Солнце.

В преддверии 21 века были разработаны совершенно новые высококачественные цветные негативные фотопленки и цветные фотобумаги. Красители, которые образуются в слоях этих фотоматериалов, более стойкие и «чистые», чем их предшественники. Стойкости новых красок способствуют современные высокоскоростные, высокоактивные и высокотемпературные процессы фотообработки, осуществляемые в автоматизированных обрабатывающих устройствах, в том числе и в фотоминилабораториях. Цветные отпечатки, полученные на современных материалах современными способами, по утверждению разработчиков сохраняют свои качества, яркость цветов и контрастность несколько десятков лет. Однако нынешние цветные отпечатки, как и цветные фотографии старого поколения, так же реагируют на присутствие в помещении вредных веществ, на повышенные температуру и влажность, на яркий свет. И конечно, причиной ухудшения качества цветных снимков и сокращения их «жизни», к сожалению, может стать и некачественная фотообработка в условиях фотоминилаборатории (использование операторами «химии» или с просроченным сроком использования, или подмороженной при перевозке, или просто сильно разбавленной. К подобному результату приводят нарушения временного или температурного режимов обработки фотоматериалов.

Реставрация фотоизображений на отпечатках

Для исправления выцветшего черно-белого снимка лучше изготовить его фотокопию. Для этого оригинал репродуцируют на несенсибилизированный контрастный фотоматериал, то есть материал, который нечувствителен к лучам зелено-желтой и оранжево-красной зон спектра. Если же на оригинале присутствуют пятна от разложения желатина или плесени, то его репродуцируют на инфрахроматический фотоматериал или прибегают к ретуши фотокопии. Подобные снимки удается исправить и химическим путем, однако, при неаккуратном или неумелом выполнении всех необходимых операций оригинал может быть испорчен. Поэтому сначала для приобретения опыта нужно попробовать исправить наименее ценный снимок. И если вы все-таки решили прибегнуть к химическому исправлению отпечатка, прежде всего необходимо подготовить его поверхность, которую очень осторожно с помощью мягкой резинки очищают от грязи (в случае прочного фотослоя его протирают мягким тампоном, смоченным мыльным раствором), жирные следы счищают с поверхности отпечатка тампоном, смоченным ацетоном или спиртом, а чернильные пятна убирают 10%-ным раствором лимонной кислоты.

Обработанный таким образом старый выцветший черно-белый снимок размачивают в воде, затем, если это нужно, задубливают в 5%-ном растворе хромовых квасцов для укрепления фотослоя, промывают в течение 5 минут в проточной воде и погружают в раствор следующего состава:

Вода - 200 мл

Марганцовокислый калий - 0,5 г

Соляная кислота (концентрированная) - 5 мл

Марганцовокислый калий и соляную кислоту растворяют отдельно в половинном количестве воды и смешивают непосредственно перед употреблением (раствор быстро портится). Опущенный в этот раствор отпечаток отбеливается и одновременно окрашивается в буро-коричневый цвет. Затем отпечаток ополаскивают и погружают в раствор, содержащий:

Сульфит натрия (кристал.) - 20 г

Серная кислота - 5 мл

Вода - 100 мл

В этом растворе буро-коричневая окраска изображения исчезает. Отпечаток ополаскивают, проявляют энергичным метолгидрохиноновым проявителем, промывают и сушат.

Точно так же удается исправить и равномерно пожелтевшие черно-белые отпечатки.

Бледно-серый отпечаток значительно улучшит его погружение в раствор следующего состава:

Двухромовокислый калий - 5 г

Соляная кислота (концентрированная) - 10 мл

Вода - 250 мл

В этом растворе отпечаток выдерживают до полного отбеливания изображения, затем промывают, удаляя желтую окраску, и проявляют на свету в энергичном проявителе, после чего промывают и сушат.

Коричневые пятна на отпечатках поддаются действию раствора марганцовокислого калия. Чтобы избежать при таком обесцвечивании пятен одновременного ослабления основного изображения, к раствору прибавляют хлористый натрий. Для работы смешивают равные части растворов №1 и №2, составы которых приведены ниже:

Раствор №1

Марганцовокислый калий - 1 г

Вода - 500 мл

Раствор №2

Хлористый натрий - 12,5 г

Серная кислота (концентрированная) - 2,5 мл

Вода - 500 мл

В полученном растворе серебро изображения преобразуется в хлористое серебро, не растворимое в воде и обесцвечивается желтое пятно проявления. При отбеливании поверхность отпечатка покрывается коричневым налетом, состоящим из соединений марганца (налет легко удаляется 2%-ным раствором бисульфита натрия). После осветления и тщательной промывки, отпечаток выставляют на сильный свет, пока изображение не сделается пурпурным, а затем проявляют.

Для устранения коричневых пятен можно погрузить отпечаток на несколько часов (иногда и пней) в свежий раствор, составленный из простого фиксажа и глицерина:

Тиосульфат натрия (кристаллический) - 40 г

Глицерин - 100 мл

Вода - 100 мл

Когда требуется удалить пятно с небольшого участка изображения, раствор наносят на этот участок кисточкой.

Для борьбы с пятнами используют и еще один раствор:

Двухромовокислый калий - 50 г

Соляная кислота (концентрированная) - 15 мл

Вода - 500 мл

Отбеливание прекращают после исчезновения пятен. Затем в течение 15 минут снимок промывают и обрабатывают в энергичном метолгидрохиноновом проявителе.

В отличие от черно-белых реставрация цветных отпечатков в домашних условиях весьма сложное и трудоемкое занятие, требующее применения дефицитных реактивов и определенного художественного опыта. Поэтому обновление цвета лучше доверить специалистам, которые с помощью современной компьютерной техники не только вернут «яркую молодость» старым цветным снимкам, но даже добавят утраченные детали.

Пятна, образовавшиеся на черно-белых и цветных отпечатках при хранении в некачественных фотоальбомах или причиной которых стал клей, устранить обычными методами сложно.

Современные типы фотоальбомов

Сегодня многие фирмы (из США, европейских стран и из Юго-Восточной Азии) предлагают фотоальбомы на любой вкус и на все случаи жизни с самыми разными переплетами: мягким, твердым, блокнотного или книжного типов, со спиралью или жестким кольцевым креплением). Переплеты обтягивают клеенкой, кожей, бархатом, шелком, украшают декоративными пряжками и металлическими уголками. Оформление переплетов поражает многообразием расцветок, оригинальных решений, стилей: классика, романтика, абстрактный рисунок, репродукции картин, цветы, пейзажи, животные, герои мультфильмов Диснея... Отпечатки помещают в прозрачные страницы-карманы, закатывают под пленку, приклеивают к страницам или вставляют в самоклеящиеся уголки.

В продаже встречаются фотоальбомы блокнотного типа, напоминающие по своей конструкции канцелярские блокноты, книжного типа, фотоальбомы-рамки, классические альбомы с твердыми страницами, переложенными специальным пергаментом, длинные узкие флип-альбомы с переворачивающимися вверх страницами-карманами, «магнитные», в которые отпечатки закатывают под пленку, специальные (панорамные, APS, для «Полароида» и др.), рекламные фотоальбомчики и альбомные системы с вставными страницами.

Размещение отпечатков в альбомах книжного типа

Альбомы книжного типа с прозрачными карманами на светлом или темном фоне - самые популярные у фотолюбителей. Обычно на одной странице такого альбома помещается от одного до девяти снимков (в зависимости от их размеров). Общее же число отпечатков в самом вместительном фотоальбоме доходит до 600 штук. Но нужны ли в доме такие массивные фотоальбомы? Рассмотрим эту тему несколько подробнее.

Представьте себе, что вы взяли в руки массивный фолиант, где на развороте помещается до 18 снимков формата 9x13 см. Скорее всего в этом случае ваш взгляд не сумеет сосредоточиться ни на одном отпечатке, утонув в пестром море изображений. Сплошное, так называемое ковровое, расположение отпечатков на одной странице или развороте обычно вызывает у человека внутреннюю дисгармонию, в результате при рассматривании изображений интерес к снимкам у него от одной страницы к другой уменьшается, а глаза устают.

Практика показывает, что для просмотра фотоснимков наиболее оптимальными являются альбомы с одной фотографией на каждой странице, то есть двумя - на развороте. В этом случае внимание не отвлекается на посторонние отпечатки, глаза не устают, так что смотрящий может полностью сконцентрировать свое внимание на заинтересовавшей его фотокартинке.

«Разбавить» ковровое расположение фотографий в альбоме помогают вставки-подписи с пояснительным текстом. Некоторые альбомы книжного типа имеют специальные узкие горизонтальные мини-карманы под снимками, куда вставляют прилагаемые к таким альбомам полоски бумаги, на которых пишут соответствующие комментарии к снимкам. К сожалению, у большинства альбомов таких мест для подписи нет.

Однако компенсировать этот недостаток достаточно легко и помогут здесь самодельные полоски бумаги с пояснительным текстом, которые аккуратно вставляют в прозрачные карманы поверх фотоснимков. Располагают полоски в нижней или верхней части отпечатков, что определяется сюжетом. Размеры бумажной полоски (ее ширина и длина), понятно, связаны с форматом отпечатка: чем меньше размер фотографии, тем уже она должна быть.

Как размещать отпечатки на страницах альбома?

Их вставляют в карманы (наклеивают в классический альбом) как в горизонтальном, так и в вертикальном положении. А чтобы не испортить общего впечатления от просмотра снимков, верхний край («голову») изображения на всех снимках независимо от их положения (горизонтального или вертикального) строго ориентируют относительно верхнего края страницы или разворота альбома. Иначе при рассматривании отпечатков положение фотоальбома придется постоянно подправлять.

Наиболее выигрышно смотрятся в альбоме снимки, расположенные блоками по темам: «Свадьба», «Свадебное путешествие», «Незабываемый отпуск», «День рождения», «Прогулка с ребенком» и так далее. Расположение снимков, объединенных одной темой, в фотоальбоме должно представлять собой не просто несколько собранных вместе фотоснимков, а логически выстроенный фотоизобразительный ряд, напоминающий последовательные стоп-кадры из кино- или видеофильма.

В этом случае достаточно сделать один общий заголовок, указать дату и место съемки, а комментарии делать не под каждым снимком, а только там, где появляются новые ситуация, персонаж или объект. Если альбом представляет собой собрание разрозненных фотографий из разных периодов жизни членов семьи - подпись под каждым снимком обязательна. Кстати, внимательные родители в альбомах, посвященных своим детям, всегда придумают для снимков комментарии, полные юмора и любви. Спустя годы эти трогательные надписи вызовут добрую улыбку. Юмористические подписи, краткие тосты и остроты участников какой-нибудь дружеской встречи также желательно включить в подписи под снимками. Они прекрасно разбавят сухость текста комментариев.

Заголовки и подписи выполняют с помощью компьютера и различных трафаретов, на пишущей машинке и даже простой шариковой ручкой, при возможности меняя размер шрифта и его цвет. Если удается найти выполненный на глянцевой бумаге подходящий заголовок в каком-нибудь проспекте, журнале или на открытке - обязательно воспользуйтесь им. Оживить фотоизобразительный ряд в альбомах книжного типа с прозрачными карманами способна какая-либо относящаяся к теме дополнительная информация, взятая, например, из проспекта и вставленная в отдельный карман. Даже небольшая пожелтевшая от времени газетная заметка этого периода придаст гораздо большую достоверность «фоторассказу».

Усилить впечатление от снимка (увеличить его глубину, повысить контраст или создать дополнительную объемность) иногда помогает простой прием - фотография меньшего размера вставляется в карман большого формата. Обеспечивает подобный эффект образовавшаяся вокруг снимка светлая или темная рамка. Снимки с архитектурными памятниками и пейзажами лучше выглядят на темном фоне, а вот свадебные и детские снимки - на светлом, так как темная рамка фона навевает грустные мысли.

Размещение отпечатков в классических фотоальбомах

Основные правила размещения отпечатков в классических фотоальбомах те же, что и в альбомах книжного типа с карманами. Однако есть и ряд своих особенностей.

Так, классические альбомы предоставляют более широкие возможности для интересного, а порой и неожиданного оформления. Обычный формат такого альбома, имеющего форму квадрата - 30x30 и 33x33 см; суперформат - 35x35 см; гигантский - 40x40 см. В гигантском классическом фотоальбоме поместятся практически все форматы любительских отпечатков, получаемых в условиях современных минифотолабораторий.

Рис. 1. Примеры расположения отпечатков и подписей на страницах классического фотоальбома

Рис. 1. Примеры расположения отпечатков и подписей на страницах классического фотоальбома

При размещении снимков на страницах классических альбомов руководствуются следующей схемой: каждую страницу альбома мысленно подразделяют на 4; 6 или 8 участков, размеры которых соответствуют одному из стандартных форматов отпечатков (9x13 см, 10x15 см и др.). С помощью подобной разметки легко разработать множество вариантов компоновки снимков (рис. 1). Под или над фотографиями, а также справа или слева от них оставляют места для короткого или более подробного текста, что будет легко сделать, если на одну страницу наклеивать фотографии разного размера (в том числе панорамные и APS).

В подписи к снимкам указывают дату, когда снимок был сделан, название места или архитектурного памятника, имена людей, их родственные отношения и т.п. Дополнительно к фоторассказу, посвященному, например, празднованию свадьбы или дня рождения, можно вклеить приглашение на свадьбу, которое получили друзья и родные, поздравительную открытку, добавить рукописные дружеские пожелания. Всевозможные вырезки из проспектов и журналов тоже окажут полезную услугу при оформлении фотоальбома.

Размещение отпечатков в альбомах-файлах

Нестандартно скомпоновать и оформить фотоальбом помогают вставные перфорированные страницы альбомных систем с кольцами. Существуют более двух десятков их различных вариантов (рис. 2). Эти страницы имеют прозрачные разноориентированные карманы, в которых можно разместить отпечатки строго определенного формата, например, четыре снимка 9x13 см или 10x15 см; или три горизонтальных снимка 9x13 см; или два горизонтальных снимка 10x15 или 10x18 см и так далее. На страницах также имеются дополнительные небольшие кармашки для полосок с пояснительным текстом или небольших памятных мелочей. Например, на вставных страницах фотоальбома, посвященного свадебному путешествию (рис. 3), маленькие кармашки можно заполнить текстом (написанным самостоятельно или взятым из проспектов), картами, схемами маршрутов, проездными или театральными билетами, небольшой картонной подставкой для кружки пива или ее частью. Фоторассказ станет интереснее, если добавить к нему дружеские шаржи, стихи и даже засушенный цветок, привезенный из путешествия.

Рис. 2. Варианты прозрачных файловых страниц для хранения снимков

Рис. 2. Варианты прозрачных файловых страниц для хранения снимков

Прозрачные перфорированные страницы-пакеты форматом 26x32 см идеально подходят для создания демонстрационных портфолио с фотографиями размером 21x30 см. Материал, из которого сделаны эти страницы, позволяет прямо на нем делать необходимые надписи или заметки. Однако лучше всего все необходимые для данного снимка «пояснения» написать на отдельном бумажном вкладыше и поместить его в правый нижний угол страницы поверх фотографии. Первую прозрачную страницу часто используют для листа бумаги с более подробным описанием вложенных фотографий.

Наклейка снимков

В классические альбомы с глянцевыми страницами снимки чаще всего приходится наклеивать. Однако не каждый клей подходит для этой цели. Например, нельзя применять кислотные или сильно щелочные клеи, в том числе и канцелярские типа силикатного. Для наклейки отпечатков специалисты рекомендуют лишь нейтральные и специальные фотографические клеи. Нейтральной реакцией обладает и казеиновый клей, однако, как и любые другие клеи на водном растворителе, он при наклеивании размягчает подложку снимков, что часто приводит к появлению на отпечатках складок и различных полос. Следы от многих клеев плохо устраняются после высыхания. Поэтому наклеивание проводят очень аккуратно, а небольшие подтеки немедленно удаляют.

Рис. 3. Фотоальбомы с памятными вкладышами

Рис. 3. Фотоальбомы с памятными вкладышами

Современные цветные отпечатки более чувствительны к некачественным клеям, чем черно-белые. Поэтому для их наклейки желательна специальная клейкая фотолента, фотоклей или резиновый клей (раствор натурального каучука в чистом бензине).

Небольшие отпечатки формата 9x13 см и 10x15 см фиксируют на страницах альбома с помощью фотоклея. Его наносят очень экономно на четыре угла отпечатка. Затем помещают снимок на заранее подготовленное и отмеченное по углам снимка место, накрывают сверху чистой белой бумагой и придавливают тяжелым грузом, например, книгой.

Для отпечатков среднего размера (10x18 см и 13x18 см) применяют резиновый клей. Благодаря тому, что этот клей не содержит воду, приклеенные с его помощью снимки не коробятся. Другое его важное достоинство - он не взаимодействует с фотоэмульсией, то есть не образует пятен. Только имейте в виду, что при долгом хранении фотографий в теплом помещении резиновый клей перестает их держать. Чтобы этого не произошло (или произошло как можно позднее), после наклейки все снимки прижимают к странице тяжелым предметом. Любые подтеки клея на страницу или на снимок тут же удаляют мягкой сухой тканью.

Располагая в альбоме отпечатки формата 10x25 см, обычно предпочитают также резиновый клей, нанося его только на верхний край снимка. Это позволяет избежать дефектов, которые обязательно возникнут, если у отпечатка смазать клеем и верхний и нижний края.

Лучший клей для отпечатков формата 21x30 см - негустой раствор карбоксиметилцеллюлозы (КМЦ). Отпечатки этого размера приклеивают только в двух верхних точках.

Фотоуголки и их изготовление

Для крепления отпечатков в классическом фотоальбоме очень удобны современные самоклеящиеся прозрачные уголки. В продаже бывают импортные уголки, одна упаковка которых содержит от 250 до 1000 штук, прикрепленных к длинной бумажной ленте. По мере необходимости уголки отделяют от ленты и наклеивают на заранее отмеченные на странице альбома места. Затем в уголки вставляют снимок. Такие уголки почти не заметны, так что не портят внешний вид снимка, и экологически безопасны для вставленных в них фотографий.

Другой тип уголков (бумажный) хорошо знаком отечественным фотографам, так как подобные уголки всегда свободно продавались в любом фотомагазине. Одинарные и двойные бумажные уголки легко изготовить и в домашних условиях. Размеры уголков зависят от формата отпечатка. Понятно, чем снимок больше, тем крупнее должен быть уголок.

Для изготовления одинарного уголка формата отпечатков 9x13 см подойдет прозрачная калька. Для снимков большего формата уголки делают из достаточно прочной бумаги, окрашенной под цвет страниц фотоальбома. Из кальки (бумаги) нарезают прямоугольники необходимого размера (рис. 4) и сгибают их под углом 45° по пунктиру с двух сторон. Уголок готов. Снимки располагают на странице альбома в нужном порядке и отмечают их углы. Резиновым клеем смазывают снаружи отогнутые стороны уголка, затем последний надевают на угол отпечатка и прижимают к месту, отмеченному ранее на странице альбома. Точно так же изготавливают и приклеивают другие уголки.

Рис. 4. Последовательность изготовления одинарного уголка

Рис. 4. Последовательность изготовления одинарного уголка

Если два фотоснимка имеют одинаковые размеры, то их удобно располагать на странице попарно в одном двойном уголке. Для этого вырезают большой прямоугольник, затем его «квадратную» часть складывают в виде треугольника, после чего подгибают его нижнюю часть (рис. 5). Когда-то практически так же складывали письма-треугольники времен 2-ой Мировой войны. Сдвоенный уголок готов. Далее смазывают резиновым клеем ту сторону сдвоенного уголка, на которую загнута его нижняя полоска, а также саму полоску и приклеивают уголок на заранее отмеченное место на странице. Точно так же готовят и другой уголок. Конечно, придется сделать еще две пары одинарных уголков. Таким образом, каждая из двух одинаковых по размеру и расположенных рядом фотографий будет прикреплена к странице альбома двумя одинарными и двумя сдвоенными уголками.

Рис. 5. Последовательность изготовления двойного уголка

Рис. 5. Последовательность изготовления двойного уголка

В уголки, изготовленные домашним способом, фотографии легко вставить и легко из них вынуть. Однако бумажные уголки имеют существенный недостаток: они закрывают углы изображения и несколько изменяют впечатление от снимка. Если снимок имеет белую рамку-окантовку, то небольшой белый уголок будет заметен меньше.

Комментарии

Николай 04/01/2017 в 10:36

Замечательная статья - все аспекты темы раскрыты достаточно глубоко и в то же время лаконично! Она - руководство к действию... Большое СПАСИБО!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Мы Вконтакте
Разместить материал
Мы с радостью разместим Ваши интересные статьи на нашем сайте. Для отправки материала свяжитесь с нами через Форму обратной связи.