Оригинальные конструкции велосипедов. Велосипед своими руками

«Обратный» велосипед

В публикациях последних лет, посвященных новым конструкциям велосипедов, просматривается интересная тенденция: эти новые конструкции получают, присоединяя нужные дополнительные узлы к стандартным базовым моделям без разрушения последних. В данном материале приведены две интересные конструкции, где соблюдается упомянутый выше метод. В первой разработке реализован известный и перспективный принцип «обратного вращения». У предлагаемого здесь велосипеда «обратное вращение» обеспечивается креплением на раме обычного велосипеда части от другого велосипеда – рамы с кареточным узлом и большой звездочкой. У последней спилен шатун, чтобы он не мешал педалированию. Через звездочку заднего колеса и дополнительную звездочку переброшена удлиненная на 15 звеньев цепь, которая одновременно огибает и часть родной большой звездочки велосипеда (рис. 1). Ветви вилки дополнительной рамы удлинены на 90 мм с помощью трубок и стержней (рис. 2) и прикреплены гайками к оси заднего колеса. После того, как цепь, натянутая на дополнительную звездочку, войдет сверху в сопряжение с ведущей звездочкой, устанавливаемый кареточный узел крепят хомутом к верхней части рамы велосипеда. Длину опорной трубы дополнительной рамы под хомут определяют по месту после прижима цепи. Очевидно, что если осуществлять педалирование против часовой стрелки, то велосипед поедет вперед.

Рис. 1. Конструкция «обратного» велосипеда

Рис. 1. Конструкция «обратного» велосипеда: 1 – дополнительная вилка с кареточным узлом; 2 – промежуточная (удлиняющая) трубка; 3 – хомут; 4 – дополнительная звездочка со спиленным шатуном; 5 – ведущая звездочка с участками со спиленными зубьями

Рис. 2. Узел удлинения ветви задней вилки

Рис. 2. Узел удлинения ветви задней вилки: 1 – разрезанная ветка вилки; 2 – трубка; 3 – стержень

Эта трансмиссия обладает интересным свойством, а именно, она позволяет, если спилить часть зубьев ведущей звездочки, устранить так называемые «мертвые зоны», где эффективность педалирования незначительна. С этой целью, как известно, были изобретены эллиптические звездочки. Известны также и другие конструкции педального привода без «мертвых зон» при обычном педалирований. В нашем случае, спилив зубья ведущей звездочки до диаметра впадин симметрично по обе стороны от шатунов, как показано на рис. 1, мы, не нарушив сопряжения звездочки с цепью, обеспечим быстрое «холостое» прокручивание «родной» звездочки в зоне со спиленными зубьями. Если же к ведущей звездочке приварить несколько звездочек разного диаметра, а дополнительную раму установить так, чтобы ее можно было слегка поворачивать и перемещать в поперечном направлении, а также фиксировать в нескольких положениях, то получится многоскоростной велосипед, где цепь можно переносить на нужную звездочку.

Велосипед-веломобиль

В наше время наизобретали множество оригинальных двухколесных велосипедов, а также трехколесных веломобилей с ручными приводами, обтекаемыми кабинами, грузовыми и пассажирскими прицепами. Как известно, веломобиль отличается от велосипеда числом колес (три…четыре), удобным креслом со спинкой (последнее позволяет повысить мощность педалирования).

Между тем существует интересная модель, являющаяся промежуточной конструкцией между велосипедом и веломобилем. У такой модели на двухколесном шасси велосипедного типа вместо седла установлено кресло, а ноги ездока расположены почти горизонтально, как на веломобиле. Ездок здесь вращает педали вынесенного вперед кареточного узла, а руль в этом случае находится под его ногами. Вообще-то такие велосипеды-веломобили не новы, не так давно они были очень популярны в велосипедной Голландии. Ощущения от езды на таком велосипеде-веломобиле необычны и приятны своей новизной. Требуется, конечно, некоторый навык, чтобы успешно передвигаться на этом «гибриде».

Ниже читателям предлагается простая и удобная конструкция самодельного велосипеда-веломобиля. Эксплуатационные качества его проверены на практике, к тому же модель легко собрать из стандартных узлов (рис. 3). Проще всего велосипед-веломобиль изготовить из велосипедной рамы, у которой верхняя труба рамы расположена не горизонтально, а параллельно нижней трубе. Если такой рамы нет, ее нетрудно изготовить, для чего придется обрезать горизонтальную трубку рамы со стороны седла и, согнув ее у руля, приварить параллельно нижней трубе рамы.

Рис. 3. Конструкция велосипеда-веломобиля

Рис. 3. Конструкция велосипеда-веломобиля: 1 – основная рама; 2 – соединительные трубы; 3 – дополнительная рама с кареточным узлом; 4 – ветровой щиток

С помощью нескольких кронштейнов и болтов к такой раме крепят любое кресло с прочной спинкой и мягким сиденьем. Я, например, использовал удобное стеклопластиковое трамвайное кресло. Заднее большое колесо оставил на месте, цепь удлинил, соединив с помощью замков две целые стандартные цепи и еще половину (общая длина цепи зависит от роста ездока).

В передней части рамы установил переднюю вилку от «Камы» (под колесо диаметром 380 мм) и руль, опущенный вниз до предела. Руль желательно взять подлинней (улучшается устойчивость модели). Ветви руля располагают ниже ног и поближе к креслу. Далее от старой рамы юношеского велосипеда, например, «Орленка», отпилил заднюю вилку. Затем раму от «Орленка» (она меньше рамы от взрослого велосипеда) крепят к основной раме с помощью двух пар полдюймовых стальных труб, слегка изогнутых в зависимости от роста велосипедиста. Полдюймовые трубы стягивают с трубами рам болтами М8. Раму от «Орленка» устанавливают на основной раме вперед кареточным узлом с педалями. Звездочку рамы от «Орленка» соединяют длинной комбинированной цепью со звездочкой заднего колеса. Чтобы не мешать поворотам, нижняя часть цепи должна быть расположена чуть выше переднего колеса (при необходимости цепь оттягивают специальным роликом). Верхняя часть цепи должна находиться чуть ниже кресла. К подседельной трубке передней полурамы можно с помощью хомутика закрепить пластиковый ветровой изогнутый лист, который по краям подтягивают к раме.

В таком велосипеде-веломобиле поначалу трудно трогать с места, но потом появляется навык. При трогании велосипеда левая рука держит руль, правая нога опирается на землю, а левая нога давит на педаль. Затем и правая рука, и правая нога после небольшого разгона занимают свои места.

Раму, конечно, хотелось бы иметь цельную. Но пока такое ее изготовление в домашних условиях затруднительно.

Вам может также понравиться...

Один комментарий

  1. Сергей:

    В искалке предлагаю поискать велик Геннадия Колесникова из г. Гурьева Ростовской обл. Есть даже видео в Ю-Тубе.

    Зачем «Обратный велик»? Эллипсная педальная звёздочка ещё куда ни шло, а это просто надумка от нечего делать. Какая мотивация, резон в этом ТС, понять трудно.

    Я вот предлагаю «забацать» велоприцеп-толкач с АБ или ДВС. Всё «хозяйство» без проблем разместится на прицепе и велик можно использовать как обычный отдельно от прицепа. Таким прицепом-толкачом можно пользоваться только на затяжных подъёмах и при встречном ветре, а в остальных случаях и на педалях вполне можно ехать, особенно под уклон.

Добавить комментарий для Сергей Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *