Размещение прицепа в стандартном гараже

Многие владельцы легковых автомобилей имеют, особенно в сельской местности, двухколесные прицепы к ним. Такие выпускаемые промышленностью прицепы, например, «Тарпан» завода «Авангард» г. Саров, Мытищинского завода, имеют, как правило, габаритную длину (кузов плюс дышло) около 2900 мм, а колеса у них - от автомобиля «Жигули». При стандартной (согласно ГОСТ) длине гаража 5900 мм прицеп и наиболее распространенный автомобили типа «Жигули» (габаритная длина всех марок этих автомобилей около 4130 мм) в нем не помещаются. Поэтому для совместного размещения в гараже автомобиля и прицепа колеса с прицепа снимают и кладут его боковой стенкой кузова на пол, прислоняя к торцевой или к одной из боковых стенок гаража. Но такой способ хранения трудоемок и неудобен, так как одному человеку прицеп в такое положение не поставить, да и вернуть в нормальное положение трудно. К тому же каждый раз приходится прикреплять колеса к фланцам осей прицепа, приподнимая его и опирая на что-то, а после использования прицепа и возврата его в гараж - опять демонтировать колеса. Кроме больших трудозатрат на изложенные процедуры во время их проведения легко получить травмы или ушибы.

Рис. 1. Схема расположения автомобиля и прицепа в гараже с приямком: 1 - приямок; 2 - балка; 3 - веревка

Выходом из положения, позволяющим быстро и безопасно устанавливать прицеп в гараж, а в случае необходимости снова сцеплять его с автомобилем, является некоторое переоборудование гаража. Нужно в гараже у задней стенки выкопать приямок длиной примерно 700 мм, глубиной около 400 мм и шириной немногим более ширины кузова прицепа. Тогда установленный у задней стенки прицеп, если его наклонить, подняв дышло вверх, зайдет задней частью кузова в указанный приямок. Остается прикрепить дышло к поперечной деревянной балке (из кругляка или бруса) крыши, например, привязать конец дышла к вбитому в балку толстому гвоздю, что позволит теперь разместить в гараже и автомобиль (рис. 1). Конечно, стенки и дно приямка следует укрепить, в частности, выложить кирпичом на цементном растворе. Понятно, что такое положение прицепа в гараже позволяет держать его в постоянной готовности к транспортировке.

Рис. 2. Схема расположения автомобиля и прицепа в гараже с пандусами

К сожалению, нередко места под индивидуальные гаражи или гаражные кооперативы выделяют в низинных местах с близким залеганием к поверхности земли грунтовых вод или вообще на болотистых территориях, когда приямок в гараже делать затруднительно. Кроме того, в гараже обычно строят погреб, который, как правило, располагают около задней стенки гаража, а в передней части гаража часто сооружается еще и продольная смотровая яма. Поэтому зимой под приямком будет промерзать засыпка над погребом, так что или придется на 400 мм увеличивать толщину засыпки, или погреб дополнительно заглубить, чему часто мешают грунтовые воды. Хорошо, если предусмотреть все эти «нестыковки» при строительстве гаража, а отсутствие грунтовых вод позволит сделать глубокий погреб. Но если прицеп приобретен после сооружения погреба, выкопанного без учета последующего появления приямка, то обычно начинаются проблемы с размещением прицепа в гараже. Конечно, не возникнет проблем с приямком в гаражах, находящихся в южных районах страны, где относительно теплые зимы. Правда, следует признать, что находящаяся в приямке часть кузова будет ржаветь быстрее из-за повышенной здесь влажности воздуха.

Рис. 3. Конструкция пандуса: 1 - упорная доска; 2 - стопорный брусок: 3 - клин; 4 - собственно пандус; 5 - поперечная доска

У меня так сложилась ситуация, что я приобрел в Нижегородской области прицеп уже после строительства гаража с погребом и со смотровой ямой, то есть тогда, когда мыслей о приямке не было и в помине. Поэтому, подумав, я нашел более рациональный способ размещения в стандартном гараже и автомобиля, и прицепа, установив в гараже пандусы (рис. 2). Я приобрел два чурбака длиной по 1250 мм от толстого (диаметром около 400 мм) бревна из ели. Ошкурил их, стесал с двух сторон первоначально на плоскость, а затем у каждого чурбака одну грань стесал на длине 800 мм на угол, то есть свел на нет, как это показано на рис. 3. Получилось как бы два узких деревянных пандуса с подъемом 20°. Снизу сделал в каждом бревне по паре пропилов на глубину 40 мм, выбрал между ними древесину и скрепил оба пандуса двумя досками толщиной 40 мм, прибив их гвоздями. Расстояние между продольными осями обоих пандусов равно расстоянию между серединами колес прицепа. К задним краям пандусов прибил сверху гвоздями по стопорному отрезку бруса сечением 70x70 мм2. Можно вместо этих брусьев прибить к задним торцам пандусов по отрезку доски. Кроме того, прибил снизу к каждому пандусу по доске, уперев последние торцами в заднюю стенку гаража для предохранения пандусов от сдвига к этой стенке.

Рис. 4. Для безопасности по бокам пандуса прибивают отбойные доски: 1 - поперечная доска; 2 - отбойные доски

Теперь все готово и можно вкатывать прицеп на пандусы до места стопорения колес брусьями на горизонтальной части пандусов. Подняв вверх дышло и опустив низ задней части кузова в пространство между стенкой гаража и пандусами, привязываем дышло к балке крыши, то есть храним прицеп без демонтажа колес, как и в описанном выше случае с приямком. В таком положении, кроме постоянной готовности прицепа к использованию, под ним образуется пространство для хранения гаражных принадлежностей. При надобности увеличить объем подобного хранилища можно сверху пандусов прибить к горизонтальным участкам еще по одной или по две доски соответствующей толщины. Удобно для предохранения от съезда колес с пандусов при закатывании на них прицепа прибить по бокам пандусов отбойные доски (рис. 4) или верхние края этих досок установить заподлицо с поверхностью пандуса, то есть увеличить ширину въездной поверхности. Но, по моему опыту, первоначальной ширины пандусов достаточно для безопасного въезда по ним прицепа, с учетом ширины колес, так что такие доски прибивать не стоит. Для предохранения от загнивания целесообразно нижние деревянные поверхности пандусов промазать отработанным моторным маслом.

Процедура скатывания и установки на пандусы прицепа такова. Выкатываете из гаража автомобиль, отвязываете от балки дышло и опускаете его вниз, затем, приложив небольшое усилие, руками за дышло прицеп скатываете с пандусов, аккуратно его придерживая. Замечу, что указанный угол наклона пандусов в 20° оптимален для притормаживания прицепа одним человеком. При закатывании прицепа на пандусы такой угол тоже позволяет сделать это одному человеку. Однако придется для этого прицепу в пределах гаража придать некоторое ускорение, держа прицеп за дышло, после чего его без особого усилия легко вкатить на пандусы до упора колесами в брусья. Два человека вкатывают на пандусы прицеп даже без разгона. Для повышения безопасности следует под колеса поставить клинья (см. рис. 3), в качестве которых я использую отрезки стального уголка 70x70 мм.

Рис. 5. Схема закатывания прицепа на пандус с помощью блоков и канатика: 1 - державка; 2 - блок; 3 - канатик

Более 10 лет я держу прицеп в гараже с пандусами. Несколько моих знакомых, увидев такое размещение прицепа, тоже сделали в гаражах аналогичные пандусы. Причем по моему совету они изготовили их не из толстых бревен, а сшили гвоздями из досок разной длины, стесав их с одного конца под углом около 20°. Все знакомые считают такое размещение прицепа в гараже удобным. Двое из них для облегчения закатывания прицепа на пандусы закрепили по моему совету на задней стенке гаража по два блока, причем вращающиеся ролики изготовили из деревянных кругляков диаметром около 100 мм. Ролики вращаются на осях из стального прутка диаметром 12 мм. Сами оси вставлены в отверстия П-образных державок, согнутых из стальной полосы толщиной 6 мм и шириной 80 мм (рис. 5). На обоих концах каждой оси нарезана резьба, так что с помощью гаек оси зафиксированы в державках. Для изготовления державок полосы нагревали докрасна паяльной лампой, быстро закрепляли в тисках и сгибали для придания им нужной формы за два приема нагрева. Каждая державка прикреплена к стенке посредством длинного болта диаметром 10...12 мм, проходящего насквозь через заднюю стенку гаража. Снаружи на резьбовую часть каждого болта надета стальная пластинка толщиной 10 мм и длиной около 150 мм, после чего навернута гайка с шайбой. Эти пластинки нужны для распределения тягового усилия по большей площади стены. Для такого закрепления державок понадобилось согласие владельцев смежных гаражей, находящихся за торцовой разделительной стенкой. Через оба ролика проложен капроновый канатик диаметром 8 мм, к концам которого привязаны крюки из стального прутка диаметром 6 мм.

Закатывая на пандусы прицеп, приподнимаете его дышло вверх (можно опереть дышло на отрезок доски), набрасываете оба крюка на трубу прицепа, на концах которой расположены оси колес, опускаете дышло и подкатываете прицеп к пандусам. Затем начинаете тянуть руками за веревку, осторожно втягивая прицеп на пандусы и следя за положением на них колес. В подобной ситуации полезно прибить отбойные доски к пандусам (о таких досках говорилось выше) для предохранения колес от съезда с пандусов. Так как при двух блоках необходимо тяговое усилие в четыре раза меньше, чем при закатывании прицепа за дышло, то его легко завезти на пандусы до самых упорных брусьев. Далее процедура фиксирования прицепа аналогична описанной ранее. Здесь следует отметить еще два момента. Во-первых, надо предварительно подобрать нужную длину капронового канатика. Во-вторых, при втягивании прицепа на пандусы лучше придерживать дышло, чтобы оно не тормозило движение прицепа и чтобы не позволить прицепу съезжать вниз при снятии тягового усилия с канатика. Здесь решений можно предложить несколько и «самодельщики» их найдут. Проще всего оказалось положить на пол под дышло «брус» из сшитых гвоздями трех, уложенных одна на другую широких досок толщиной 60 мм и длиной около 1300 мм. И на поверхности верхней доски «бруса» сделать по всей ее длине топором углубления (зарубки). При втягивании прицепа на пандусы конец дышла скользит по поверхности этой доски. Если усилие с канатика снять, то конец дышла утыкается в ближайшее углубление на поверхности «бруса», прижимая последний к полу. Силы трения бруса о бетонный, кирпичный или деревянный пол достаточно, чтобы он не сдвигался с места. Поэтому по мере ввоза прицепа на пандусы можно полностью снимать тяговое усилие, будучи уверенным, что прицеп останется в достигнутом положении. После закатывания прицепа на пандус «брус» убирается.

Для закатывания прицепа на пандус могут быть использованы и другие решения. В частности, блок может быть одинарным, «брус» легко сделать из бревна, под конец дышла удобно закрепить ролик (колесо) и т.д.

Вам может также понравиться...

4 комментария

  1. Арзин:

    Очень хорошая идея! Честно говоря решилась нерешаемая проблема, теперь наконец-таки найдем экономию места. Спасибо огромное за идею, попробую кое-что изменить правда под себя ;)

  2. Альберт:

    Да ну как мне кажется не самый оптимальный вариант. Все таки существуют и минусы в подобном размещении, я бы даже сказал, что их предостаточно.

  3. Сергей:

    По поводу уменьшения усилия при применении канатика автор ошибся. При такой схеме никакого уменьшения не будет. Кроме того канатик надо тянуть в сторону противоположную движению прицепа, который при этом неудобно направлять. Интересно развить эту идею. Может что-то получится.

  4. Cергей:

    Полная бредятина! Въезд в гараж всегда со стороны высокой стены и если прицеп 2.5 м то пандус метр.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *