Снежный драгстер

Сверхмощных гоночных монстров, которыми, кстати, могут быть не только автомобили, но также катера и снегоходы, называют драгстерами. В баки этих чудовищ топлива заливают лишь столько, чтобы двигатель не успел набрать чрезмерных оборотов и в результате не разрушиться. Эти снаряды предназначены для любителей острых ощущений. Ускорение, развиваемое при старте драгстера, составляет несколько единиц g, а количество адреналина, вырабатываемое надпочечниками водителя, чрезвычайно большое.

Для подростков - любителей острых ощущений американский дизайнер Хью Сибли придумал зимний спортивный снаряд, который тоже назвал драгстером. И хотя этот управляемый аппарат не оснащен двигателем, при спуске с ледяного склона он способен достичь очень большой скорости. Носовым рулевым коньком снежного драгстера управляют ногами, как на легком самолете. Как и на самолете, на драгстере есть ручка управления, но здесь она приводит в действие тормоз скребкового типа. Нет только крыльев, ведь на земле они будут только мешать.

Основные элементы конструкции драгстера выполнены из древесины. Именно поэтому сооружение этого снаряда - задача вполне посильная даже для подростка!

Рис. 1. Корпус снежного драгстера с некоторыми деталями: 1 - рычаг-качалка; 2 - рулевой конек; 3 - опорный подшипник; 4 - носовая наделка; 5 - панель; 6 - сиденье; 7 - спинка; 8 - резиновый профиль; 9 - задний полоз

Несущей основой драгстера является корпус (рис. 1), к которому крепят все элементы снаряда: сиденье, тормозное устройство и носовой конек с органами рулевого привода (рычагом и качалкой).

Несущий корпус - безрамной конструкции. Основную деталь корпуса - панель выпиливают электролобзиком из 12…15-миллиметрового листа фанеры размером 400x1200 мм. Переднюю часть панели усиливают носовая наделка и опорный подшипник, выполненные из сосновых брусков сечением 50x50 мм.

Рис. 2. Тормоз: 1 - скребок; 2 - бобышки; 3 - рычаг (пружина приведена на рис. 4)

Из сосновых брусков того же сечения изготавливают бобышки, служащие подшипниками для оси тормозного рычага (рис. 2). Сам рычаг выпиливают из 18...20-миллиметровой фанеры.

Для основания сиденья берут лист фанеры толщиной 18...20 мм размером 375x375 мм, для спинки (рис. 3) используют тоже фанеру, но толщиной 4...6 мм. Носовой конек и рулевой рычаг-качалку выпиливают из фанеры толщиной 20 мм.

Предварительно из картона или оргалита делают шаблоны основных деталей (рис. 4). Лист расчерчивают на квадратные клетки размером 100x100 мм, в результате чего контуры деталей получаются в натуральную величину.

Сборка корпуса и сиденья

Неразъемные соединения деталей корпуса выполнены на клее и металлическом крепеже (болтах или шурупах). Клей наносят равномерным нетолстым слоем. Для установки крепежа сверлят отверстия. Сверло, сминая древесину, уплотняет стенки отверстий, благодаря чему древесина не колется, а шурупы держат значительно прочнее.

В качестве крепежа желательно подобрать так называемые столярные болты, которые имеют полусферическую головку с квадратной высадкой, предохраняющую болт от проворачивания при затяжке гаек. Для такой высадки в деталях в месте каждого отверстия под болт стамеской делают квадратное углубление. Под гайки обязательно подкладывают стальные шайбы большого диаметра (на чертежах они показаны не во всех соединениях). Металлический крепеж желательно подыскать с антикоррозийным покрытием.

Рис. 3. Шаблон сиденья

Перед сборкой сиденья кромку его основания подстругивают, обеспечивая беззазорное соединение со спинкой, которую крепят к основанию на клее и шурупах.

Рулевой конек

Ось рулевого конька - стальной пруток диаметром 12 мм и длиной 280 мм (см. рис. 4). Нарезав на концах прутка резьбу М12, получают ось-шпильку. На один конец оси навинчивают гайку, выступающую часть отпиливают, оставляя торцовую часть шпильки длиной 0,5 мм, которую затем расклепывают, чтобы предотвратить самоотвинчивание гайки.

Собственно рулевой конек (передний полоз) состоит из деревянной заготовки, вырезанной из сосновой доски шириной 35...40 мм (см. рис. 1 и 4). Под ось в заготовке конька сверлят сквозное отверстие диаметром 12 мм. Снизу заготовки отверстие расширяют, делая под гайку выборку глубиной 10 мм. Ось вставляют снизу в отверстие в заготовке, следя за тем, чтобы гайка на конце оси полностью погрузилась в выборку. Для улучшения скольжения и для повышения прочности деревянную заготовку окантовывают стальной 3-миллиметровой полосой соответствующей ширины. Ориентировочная длина полосы составляет 800 мм. На расстоянии 80 мм от одного из концов сверлят отверстие диаметром 12 мм и продевают в это отверстие выступающую из конька ось. Далее огибают полосу вокруг заготовки, добиваясь плотного прилегания одной к другой, и намечают на полосе центры отверстий для шурупов, которыми будут крепить ее к заготовке. Затем полосу снимают и сверлят в ней отверстия с раззенковкой для конических головок шурупов. Диаметр шурупов должен быть не менее 4 мм, а длина 35...40 мм.

Рис. 4. Шаблоны основных деталей

Рычаг-качалку устанавливают в пазу, предусмотренному в заготовке рулевого конька, фиксируя клеем и шурупами.

Тормоз

Тормоз скребкового типа состоит из рычага, скребка и пружины. Скребок выполняют из стальной полосы сечением 3x20 мм, выгибают его, как показано на рис. 2, и крепят к рычагу болтами М8 с гайками. На рабочей части скребка напильником формируют зубья, врезающиеся в ледяной наст.

В качестве оси вращения рычага служит стальной болт диаметром 10 мм. Сам рычаг, как уже говорилось, выпиливают из 18...20-миллиметровой фанеры. Между рычагом и бобышками, между которыми он укреплен, при сборке прокладывают стальные шайбы. Возвратную пружину диаметром 30...35 мм подбирают готовую из имеющихся в наличии. При отсутствии пружины можно приспособить вместо нее резиновый жгут от эспандера или что-нибудь другое, например, шайбу из той же резины.

Задние полозья

Задние полозья при спуске с горки испытывают довольно большие нагрузки. Поэтому каждый полоз выгибают из стальной полосы сечением 5x25 мм (длина полосы 1500 мм). Чтобы полозья получились одинаковыми, готовят шаблон, который выпиливают лобзиком из прочной доски и крепят при гибке к верстаку. Желательно, чтобы задние полозья выполняли роль амортизаторов, смягчая возможные удары, всегда случающиеся при движении саней, не приобретая при этом остаточных деформаций. Поэтому полозья лучше изготовить из качественной стали, например, марки 65Г. Для крепления полозьев к панели в них сверлят отверстия диаметром 8 мм.

Задние полозья можно выполнить и жесткими, по типу рулевого конька, но в этом случае толчки на ухабах будут более ощутимыми.

Сборка

Итак, все детали драгстера подготовлены и можно приступать к его сборке. Начинают работу с установки задних полозьев, которые крепят к корпусу (панели) болтами М8. Сиденье привинчивают к панели тремя такими же болтами, конечно, предусмотрев в сиденье для головок болтов соответствующие углубления-выборки.

Для установки оси рулевого конька в панели, включая укрепленные на ней наделку и опорный подшипник, сверлят отверстие диаметром 12 мм. Далее на выступающую из конька ось нанизывают три стальные шайбы и вставляют ось в панель. Сверху наделки устанавливают на ось стальную шайбу и фиксируют собранный руль гайкой, обеспечив беспрепятственное его вращение. Резьбовое соединение обязательно стопорят, навинчивая на ось контргайку.

Тормозной рычаг вставляют в прорезь панели и, не забыв поставить промежуточные распорные шайбы, фиксируют болтом с гайкой.

Отделка

Все острые кромки изделия закругляют, используя рубанок, рашпиль и шкурку. При этом производят частичную разборку драгстера. К рычагу привода тормоза подбирают и плотно на него насаживают подходящую пластиковую ручку, например, от велосипеда.

Для придания влагостойкости изделие пропитывают олифой. При этой операции окантовку рулевого конька рекомендуется временно снять. После сушки изделие зачищают шкуркой, шпаклюют изъяны, зашкуривают и затем окрашивают прочными красками.

Завершающим этапом отделки является установка антитравматических элементов, для чего на кромки спинки сиденья и рычага-качалки ставят резиновые или пластиковые профили. При отсутствии специального профиля можно приспособить шланг, разрезав его вдоль по образующей, или уплотнитель от старого холодильника. Профиль сажают на клей, например «Момент», и дополнительно фиксируют проволочными скобками.

На носовом коньке предусматривают кольцо, за которое крепят быстросъемный карабин, соединенный прочным шнуром с ручкой. С помощью этого фала снаряд буксируют на стартовую позицию.

Комментарии

Леха 29/07/2010 в 14:21

Ух, вот это так нашел. Я наверное его буду пробовать делать этой осенью, только не в детской пропорции ;)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Мы Вконтакте
Разместить материал
Мы с радостью разместим Ваши интересные статьи на нашем сайте. Для отправки материала свяжитесь с нами через Форму обратной связи.