Три фазы — это не так-то просто
Одному популярному журналу задали вопрос: как найти концы обмоток у трехфазного электродвигателя, если бирки на них потерялись?
В ответе, лаконичном, но неверном, предлагалось определить обмотки с помощью тестера. На самом деле осуществить это у трехфазного электродвигателя не так-то просто.
Попробуем разобраться, как это сделать. Обмотки на статоре асинхронного трехфазного электродвигателя размещены в определенной последовательности и подключены к клеммам на соединительном щитке следующим образом (рис. 1). Клеммы с обозначениями С1, С2 и С3 относятся к началам трех фазных обмоток, а с обозначениями С4, С5 и С6 - к концам этих обмоток. Напряжение подается на клеммы С1, С2 и С3.
Если замкнуть между собой клеммы С6, С4 и С5, то обмотки электродвигателя будут включены по схеме "звезда" (рис. 2), а если замкнуть попарно клеммы С1 и С6, С2 и С4 и С3 и С5 - то по схеме "треугольник" (рис. 3).
При этом совершенно небезразлично, какие выводы соединены друг с другом, хотя само по себе понятие "начало" обмотки и ее "конец" весьма относительно. Поэтому просто "прозвонить" обмотки и найти, какие провода относятся к каждой из обмоток, - мало, нужно еще найти их "начала" и "концы".
Предположим, мы установили выводы трех обмоток и обозначили их буквами А-В, C-D и E-F, но не знаем, какие из выводов являются "началом" обмоток (рис. 4). Соединим выводы так, как показано на рис. 5, включив обмотки по схеме "звезда". При этом возможны два варианта: либо вам повезет и все три обмотки будут включены правильно, либо одна из обмоток окажется включенной наоборот (именно этот вариант показан на рис. 5).
Теперь подадим напряжение на выводы: а именно, на концы, обозначенные буквами А, С и F. Подавать напряжение нужно кратковременно, ведь, если мы включили обмотки так, как показано на рис. 5, электродвигатель, скорее всего, просто не запустится и его потребуется быстро отключить от сети. Однако некоторые типы электродвигателей начинают вращаться даже при таком неправильном включении обмоток, однако двигатель не развивает расчетную мощность и его легко в этом случае остановить за вал.
На следующем этапе наших испытаний отключим сетевое напряжение и поменяем местами выводы любой обмотки, например А-В (см. рис. 5). Возможно, что вы угадаете, и все обмотки включены правильно - двигатель будет работать нормально. Но возможен вариант, что и после этого переключения ничего не изменится, то есть опять правильно будут включены только две обмотки. Тогда вернем концы обмотки А-В на прежние места и поменяем выводы на другой обмотке, например C-D. Если и в этом случае ничего не получится, восстановим прежнее подключение обмотки C-D и поменяем местами выводы последней из обмоток, то есть F-E. Вот теперь все три обмотки будут включены правильно. Как уже говорилось, вполне вероятно, вам повезет сразу, и вы с первой попытки включите обмотки правильно. Что же, прекрасно. Однако все-таки проверьте правильность включения двигателя переключением одной из обмоток. Что в этом случае произойдет, вы легко догадаетесь сами.
Далее следует обозначить концы обмоток в соответствии с принятыми нормами. Тем концам, которые были подключены к сети, присвойте обозначения С1 (другой конец этой обмотки - С4), С2 (другой конец - С5) и С3 (другой конец - С6), после чего закрепите их на клеммах соединительного щитка в соответствии с рис. 1.
А теперь небольшая информация для повышения эрудиции.
Трехфазные электродвигатели выпускаются на различные номинальные напряжения, в частности на напряжения 220 и 380 В. Номинальным напряжением трехфазного электродвигателя называется напряжение на фазной обмотке, то есть на клеммах С1-С4 или С2-С4 или С3-С6. Иногда номинальное напряжение трехфазного электродвигателя называют фазным напряжением электродвигателя.
В отличие от этого напряжение на зажимах С1, С2 и С3 (по отношению друг к другу) называется линейным для двигателя (для электрической сети - это фазное напряжение).
Значения фазного и линейного напряжений двигателя совпадают при включении обмоток электродвигателя "треугольником", а при соединении обмоток в "звезду" линейное напряжение больше фазного в √3 раз.
Если номинальное напряжение электродвигателя 220 В, то при линейном напряжении в сети 380 В обмотки нужно соединять в "звезду", а при линейном напряжении в сети 220 В обмотки придется соединять в "треугольник". Иногда на табличке электродвигателя есть указание на это - надпись 220/380 В и "∆/λ". Смысл этого обозначения расшифровывается следующим образом: фазное напряжение для обмоток данного электродвигателя составляет 220 В, что реализуется при включении обмоток "треугольником", а для использования этого электродвигателя в сети с напряжением 380 В обмотки требуется соединять в "звезду".
Соответственно, если номинальное напряжение электродвигателя 380 В, то при линейном напряжении в сети 380 В обмотки соединяют в "треугольник", а соединив обмотки в "звезду", его можно включить в трехфазную сеть с линейным напряжением 660 В. Включать такой электродвигатель в сеть с линейным напряжением 220 В бессмысленно - он работать не сможет.
Автору зачёт. Хорошо раскрыл тему.
сфазировать обмотки элементарно с помощю батарейки и любого стрелочного прибора…
-любой статор — это тот же трансформатор.. подкл. прибор к любой обмотке а батарейкой кратковременно подаём напр. на следующ. стрелка либо упрётся в лево либо отклонится вправо затем отмеч нач-конец повторяем эту операцию со след обм. и так далее
переставляя и приб. и бат. фазируем все обм сколько их есть…
всё очень просто . пускай так умный придумает…дарю идею бесплатно!