Выбор и доработка колонок для ПК

Вопрос выбора и приобретения колонок для персонального компьютера (ПК) неоднократно рассматривался в печати. Взяться за перо меня вынудили как раз эти статьи. Все советы в них по выбору колонок сводятся к следующему:

• чем дороже колонка, тем лучше;

• приобретать лучше дорогие колонки известных производителей, или за те же деньги (около $100) купить что-то типа отечественных С90 с "Амфитоном";

• чем больше форма колонки напоминает шар, тем хуже звук и, следовательно, преимущество (в смысле звука) имеют колонки прямоугольной и трапециевидной формы.

Сразу хочу сказать, что эта статья ориентирована на жителя обычного "уездного" городка. Я сам из такого и, поверьте, нас очень много. В большинстве случаев нашему брату в любой компьютерной фирме предложат продукцию китайских друзей и только по заказу согласятся привезти что-либо из Москвы и другого большого города. Так что среднюю цену на колонки я опускаю до $15-20. Сразу оговорюсь, в моем городе за такие деньги С90 с "Амфитоном" не купить, более того, лично для меня было интересно получить приемлемый звук именно за эти деньги и именно с компьютерных колонок.

Итак, что нам предложат за выше названную сумму. Это будет скорее всего либо Genius SP-G10, либо SP-G16, либо Juster SP-675. Рассмотрим, к примеру, Juster-675. Эти симпатичные активные колонки имеют пластиковый корпус прямоугольной формы со съемной декоративной решеткой. Сняв решетку, мы обнаружим 3-дюймовый динамик весьма высокого качества. На передней панели расположены сетевая кнопка, кнопка 3D sound, регулятор громкости. Внутри "основной" колонки находится тщательно экранированный сетевой трансформатор и усилитель мощности (УМ). Колонка с точки зрения акустики - это фазоинвертор, настроенный на частоту 100 Гц, что несколько ниже резонансной частоты динамика (120 Гц). Динамик имеет мощную экранированную магнитную систему, тонкий, легкий и жесткий бумажный диффузор на пенополиуретановом подвесе.

Теперь о менее приятных вещах, то есть о звуке. Реальный диапазон частот, воспроизводимый колонкой, 100...1600 Гц. При этом звук имеет явно пластмассовый оттенок, который излучается стенками корпуса с дребезжащим призвуком от всего, что может внутри этой конструкции дребезжать. Вдобавок при достаточно большой громкости наблюдается клиппинг и от колонок начинает попахивать чем-то сильно разогретым... Ну, вот так мы незаметно подошли к цели нашей статьи, то есть к тому, как из звука ценой $15 сделать звук на $50, а может быть и больше, имея всего лишь умелые руки.

Для начала придется аккуратно разобрать колонки на составные части. Далее очень осторожно несколько раз вдавим и выдавим диффузор в крайние нижнее и верхнее положения. Этот процесс называется "разработкой подвижной системы динамика". В результате, если динамик останется "в живых", его резонансная частота упадет с 120 Гц до 100 Гц! Далее займемся корпусом колонки, оклеив изнутри ее задние части. Чем? Кусочками ДВП или пластика из ПХВ с помощью клея "Момент". Лучше взять ДВП, но поверхность колонки местами криволинейна, что затрудняет применение ДВП. Затем придется наклеить ДВП на переднюю панель, стараясь расположить ДВП поближе к динамику. Под динамик подкладываем прокладку из тонкой резины, а на дно корпуса снаружи наклеиваем ножки, вырубленные из 5-миллиметровой резины (подойдут и готовые ножки от какого-нибудь прибора). Теперь необходимо акустически задемфировать наши доработанные "ящики". На внутренние поверхности задних частей колонок поверх ДВП наклеиваем заранее раскроенные кусочки поролона толщиной 10...15 мм. При отсутствии поролона его заменят небольшие маты или мешочки из марли и ваты, но работы с матами больше, чем с поролоном (при одинаковом результате). И все же, если вы будете использовать вату, не перекройте трубу фазоинвертора и радиатор УМ!

Теперь займемся электроникой. Здесь большой эффект даст увеличение емкости конденсатора С17 (нумерация элементов указана для платы SP-675 94V0 Ver 1.0), что в фильтре питания с 2200 мкФ до 4700 мкФ и более. Емкости должны быть малогабаритными на напряжение 25 В. Емкость разделительных выходных конденсаторов С18 и С19 желательно увеличить с 470 мкФ до 1000 мкФ. И последнее. Микросхему УМ желательно охлаждать более интенсивно. Для этого на имеющийся радиатор дополнительно аккуратно напаивают медные пластинки или просто меняют "родной" радиатор на более мощный, если таковой найдется. Для "продвинутых" радиолюбителей можно порекомендовать поменять трансформатор на более высоковольтный и мощный, причем вынести его за пределы колонки, а также собрать УМ на паре микросхем TDA2030 или одной TDA2005, но немного придется подумать над 3D sound.

Осталось на герметике или "Моменте" поставить на место плату, чтоб не дребезжала, собрать колонки, подключить их и наслаждаться звуком! Мы получили приличный звук с диапазоном частот от 80 до 16000 Гц (причем без пластмассового призвука и дребезга), приятный "верхний" низ (достаточно сочный) и массу удовольствия от проделанной творческой работы. Кстати, описанный способ доработки компьютерных колонок - универсальный и применим для доработки любых пластмассовых колонок. В заключение отмечу, что пассивные колонки при той же, а то и меньшей цене имеют зачастую гораздо более высокие параметры, чем активные, и вот если заняться ими... Я сейчас "делаю" звук на основе пассивных колонок фирмы Jensen JPS 40, которые продаются у нас в городе за $13.

Вам может также понравиться...

11 комментариев

  1. Витька:

    Тоже довольно полезная информация. Кстати этот вопрос во время покупки моего первого компьютера стоял довольно остро.

  2. Витька:

    У меня старые советские стоят «Романтика». Немного пришлось вход подправить и выход, делов на час, и все работает.

  3. Брон:

    Я пользуюсь кстати тоже старыми колонками, немного переделал и все отлично, хотя думаю взять еще и усилитель — звук будет совершенно другой

  4. а я за это время пойду денег заработаю и куплю хорошие колонки )

  5. Вася:

    Да, сразу видно, что человек далек от истины качественного звука. Самый идеальный корпус в акустике это круглый, потом треугольный, прямоугольный и самый паршивый квадрат! И в с90 корпус идеально сбалансированный, просто поменять динамики и соответственно фильтр, не легко конечно но возможно. А как же усилитель, он же на первом месте по качеству звука, потом колонки, сечения и качество проводов? Чем больше корпус тем сильнее бас. И так же производитель подбирает фильтр под динамики, а не на а бум! Не читайте такие статьи — они бессмысленны!

    • Вася:

      Ах да, надо смотреть еще каждый динамик, его коэффициент завала, потом корпус, потом фильтр рассчитывать под данные динамики, провода, усилитель. Как может идти речь о качестве звука если в этих моделях плохого качества динамики!

  6. sva:

    Идеальная форма корпуса в виде цилиндра, где динамики находятся сбоку (не на торцах). Вынос блока питания из корпуса даёт результат (исчезает фон, особенно заметно в наушниках). Увеличение емкостей (хуже не будет), но даст ли эффект? (зависит от мощности УМ, БП и качества динамиков.

    • Alex_1013:

      Если трансформатор питания нормально экранирован, то его вынос изменит только объём ящика, что, действительно, благотворно отразится на звуке, особенно на басах :)

  7. Alex_1013:

    Что за бред, снижение резонансной частоты динамика «разработкой диффузора»? Реально эту частоту можно снизить только утяжелением диффузора, и делать его необходимо равномерно по кругу, или в крайнем случае, утяжелить колпачок, закрывающий магнитный зазор, но это уже тоже бред.
    Второе, увеличение ёмкости разделительного конденсатора на выходе УМ снизит его сопротивление на нижних частотах (на басу), но смогут ли данные динамики воспроизвести эти частоты…?

  8. Пётр:

    Посмотрел у себя в Genius, на 1000 уже стоят кондюки, осталось в фильтре 2200 заменить на 4700, не нашёл в своих загашниках. Я так понял это чтобы басов больше было.

  9. Ромка:

    Автор ты не прав! Шар — это идеальная форма акустического оформления! Если он не пластмассовый.

Добавить комментарий для Витька Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *