Замечания к статье В. Гущина «Делюсь своим опытом»
Прочитав вышеуказанную статью В. Гущина, хотел бы поделиться некоторыми соображениями по поводу существа напечатанного, а также высказать ряд замечаний. Я учитель технического труда в средней школе, подписываюсь на ваш альманах с первого номера, который выходил еще в газетном варианте, нахожу в нем много интересного для себя и своей работы. На уроках труда мы с учащимися пользуемся материалом некоторых статей для изготовления инструмента, различных приборов для дома, школьных кабинетов и мастерских. Читая журнал, мы радуемся, что не перевелись на Руси Великой еще настоящие кулибины - ищущие, конструирующие, изобретающие.
За время своего существования альманах претерпел много внешних изменений, оставаясь при этом хорошим подспорьем для тех, кто любит и умеет мастерить своими руками.
Получив свежий номер, прочитываю его несколько раз от начала до конца. Первый раз читаю с целью ознакомления с материалом альманах. Второй - более внимательно (понравившиеся статьи). Третий - критически, перечитывая заинтересовавшую меня статью с целью дополнения, расширения области применения того или иного прибора, изменения конструкции, предложенной в ней, задавая себе при этом следующие вопросы:
• как использовать тот или иной прибор, инструмент, изготовленные по вашим чертежам, в своей работе;
• насколько ваше предложение экономично, целесообразно и соответствует правилам техники безопасности;
• будет ли работа по изготовлению прибора интересна учащимся;
• найдет ли он свое применение в быту, школьных кабинетах, мастерских.
Ребята откликаются на предложение и даже предлагают свои варианты, идеи для которых они черпают также из материалов вашего альманаха.
Все это говорит о том, что альманах "Сделай сам" продолжает быть самым читаемым, несмотря на его возросшую стоимость.
Однако иногда он доставляет и огорчения. Читая статьи, находишь ошибки в чертежах (пропуск размеров, неточности в изображении деталей, несогласованность размеров, несоответствие изделия правилам техники безопасности).
Чтобы не быть голословным, постараюсь это продемонстрировать на примере статьи В. Гущина о терморезаке, помещенной на страницах 33-34 вышеуказанного альманаха. Одновременно хочу посоветовать, как можно усовершенствовать конструкцию и улучшить эксплуатационные качества прибора.
Я работаю с аналогичным прибором уже много времени (15 лет), используя его для различных целей:
• резка пенопласта, изготовление букв для оформления стендов;
• гибка оргстекла;
• выпиливание древесины и выжигание узоров.
В процессе эксплуатации терморезака были внесены следующие коррективы.
1. Чтобы заготовки (3...4 штуки) при резании их стопкой не сдвигались во время работы, я просверливаю в сложенных заготовках два сквозных отверстия и вставляю в них длинные болты, стягивая всю пачку заготовок в единое целое, тем самым избегаю их сдвига относительно друг друга во время их прожигания. Болты изготавливаю из гвоздей подходящей длины, нарезая на них резьбу М5 на длину 40...60 мм.
![Рис. 1. Схема прибора для вырезания Рис. 1. Схема прибора для вырезания](http://homemade-product.ru/wp-content/uploads/2010/09/413.gif)
Рис. 1. Схема прибора для вырезания: 1 - пружина; 2 - проволока из нихрома; 3 - тяга к пружине; 4 - педаль; 5 - проножка стола; 6 - реостат
При стягивании заготовок шляпки болтов утапливают в нижнюю доску, создавая ровную без шероховатостей поверхность, что позволяет легко передвигать стопку по рабочему столу, обеспечивая перпендикулярность прореза.
2. Чтобы облегчить подбор температуры нагрева нихромовой проволоки (темно-красный цвет), я использую простейший проволочный реостат (50В, J-6A), купленный в магазине "Учебно-наглядные пособия". Реостат я включаю последовательно с нагревательным элементом (куском нихромовой проволоки).
3. Для натягивания нихромовой проволоки я применил пружину и педаль. В результате освободилась вторая рука работающего, который в результате меньше устает. Теперь для удержания стопы заготовок используются уже обе руки, а не одна, как предлагает автор вышеуказанной статьи. Для этого над столом крепят подходящую по длине и упругости пружину, которую подбирают экспериментально (пробуют пружины от двери, эспандера и т.п.). На свободном конце пружины предусматривают клемму для подсоединения электропровода от реостата и одного из концов нихромовой проволоки (рис. 1). На другой конец нихромовой проволоки также устанавливаем клемму, куда подсоединяем и второй провод питания, и тягу, идущую к ножной педали. Второй конец тяги укреплен на самой педали. Деревянная педаль (350x120x20 мм) поворачивается на оси (рис. 2), которая установлена в двух уголках (рис. 3), привинченных к проножке рабочего стола (конструкция аналогична креплению педали швейной ножной машинки). Такая система обеспечивает равномерное движение нагревательного элемента вверх-вниз, а также перпендикулярную ориентацию проволоки нити накала относительно стопки заготовок.
Усилие, прикладываемое к педали (нихромовой проволоке) зависит от породы древесины (ее плотности), а так же от толщины пачки заготовок и скорости прорезания узоров.
4. Вообще-то работа терморезаком конструкции В. Гущина является нарушением правил техники безопасности, если рабочее место не оборудовано хорошей принудительной вентиляцией. Поэтому, чтобы избежать подобных нарушений, необходимо осуществлять выжигание узоров в хорошо проветриваемом помещении или на открытом воздухе. Без соблюдения этих условий допускать учащихся к работе терморезаком категорическим запрещается.
Я во время работы резаком использую дополнительный вентилятор (фабричный или самодельный), который устанавливаю над рабочим местом так, чтобы он, не создавая помех работнику, отсасывал дым из зоны работы прибором.
Я с благодарностью готов услышать отзывы, замечания и дополнения к предложенной мною конструкции.