Как продлить жизнь велосипеда

В процессе длительной эксплуатации (25...30 тысяч км пробега) у моего дорожного велосипеда появился неприятный дефект: велосипед стал давать "пропуска", то есть при педалировании заднее колесо не вращалось и велосипед стоял на месте.

Рис. 1. Схемы работы задней втулки дорожного велосипеда: а - исправное состояние рабочего узла; 6 - рабочий узел "поработавшего велосипеда"; 1 - цилиндр ступицы заднего колеса; 2 - ролик; 3 - ось колеса; 4 – звездочка

Причину этой неисправности я обнаружил, разобрав ступицу заднего колеса. Среди деталей ступицы имеется "звездочка" (не знаю правильного названия этой детали) с четырьмя дугообразными пазами, в которых свободно перемещаются четыре ролика (каждый в своем пазу). При вращении педалей усилие через цепь передается на звездочку, которая начинает поворачиваться, ролики заклиниваются между внутренней стенкой цилиндра ступицы колеса и "дугой" звездочки, в результате чего вращение звездочки передается колесу. Принцип работы втулки понятен из рис. 1, а.

Однако, со временем на "дугах" пазов звездочки появляются выработки (рис. 1, б). Когда все четыре ролика попадают в свои выработки, ролики не заклиниваются, звездочка начинает прокручиваться относительно внутренней стенки цилиндра ступицы, так что велосипед стоит на месте, как бы усердно вы не вращали педали.

Проще всего приобрести новую ступицу или колесо в сборе, но это очень дорого (200...350 руб.). А можно сократить расходы до 10 рублей, если купить на рынке или в хозмагазине наждачный (абразивный) брусок (рис. 2) диаметром примерно 10 мм (для работы такие бруски вставляют в патрон электродрели). Все, остальное - дело ваших рук.

Разобрав ступицу заднего колеса, снимите звездочку (рис. 1), только не путайте последнюю со звездочкой, на которую надевают цепь. Зажмите звездочку в тисках, а брусок - в патрон электродрели. Плавно перемещая вращающийся брусок по дугообразному основанию ("дуге") паза звездочки, постепенно устраняем выемку, образовавшуюся на основании (рис. 3). Так обрабатывают каждую "дугу" звездочки. Теперь ролики снова будут заклиниваться при вращении педалей и "пропуска" исчезнут.

После первого такого ремонта я проехал на восстановленной ступице примерно 7 тысяч км. После повторного аналогичного ремонта уже наездил на велосипеде 3 тысячи км, но уже иногда стали появляться кратковременные сбои (холостые провороты педалей примерно на 15...20° при их вращении).

Рис. 2. Наждачный брусок для крепления в дрели

Если есть доступ к токарному станку, то эту операцию ремонта выполняют следующим образом: брусок зажимают в патроне станка, а звездочку обрабатывают, удерживая в руках. При этом будьте внимательным с точки зрения безопасности выполнения этой работы.

Рис. 3. Ремонт рабочего узла задней втулки: 1 - ролик в выработке; 2 - ролик в заклиненном положении (после ремонта)

Желаю успеха малообеспеченным велосипедистам.

Комментарии

Фрост 13/07/2010 в 03:54

Такая публикация более чем полезна. Я думаю, стоит читать всем. Тем более, что сейчас велосипеды не дешевые, и их стоит беречь. Я вот четвертый год езжу и ничего.

    александр 05/06/2013 в 19:21

    Спасибо за совет и рисунок, очень полезная информация.

china 12/03/2013 в 20:08

Можно увеличенные ролики поставить (4 шт), тот же эффект.

Сергей 10/03/2015 в 12:36

Проточка + ролики увеличенные будет самое оно

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Мы Вконтакте
Разместить материал
Мы с радостью разместим Ваши интересные статьи на нашем сайте. Для отправки материала свяжитесь с нами через Форму обратной связи.