Самодельные бахилы на манер коржовских

Брянский край издавна славился своими мастеровыми людьми. Но наиболее активно всевозможные ремесла начали здесь развиваться в 17…18 веках, когда в слободах Зыбкой (ныне г. Новозыбков), Злынке, посадах Клинцы, Ардонь, Чуровичи, Климово и Елионка стали строиться кузницы, мыловарни, салотопни, бойни, пенькоперерабатывающие, парусиновые, канатные, гончарные и прочие подобные заведения. Так, в слободе Зыбкой в начале 19-го века существовал и улицы Кузнечная, Канатная, Бойнинская.

Рис. 1. Бахил и бахиленок

Рис. 1. Бахил и бахиленок

Традиционно сложилось, что весной из этих мест большими артелями на заработки в Москву и другие города отправлялись каменщики, плотники, строители. Авторитет брянских мастеров был общепризнан. Например, злыновские умельцы построили украшающие столицу и поныне здания Исторического музея и городской Думы. Чуровичские мастера воздвигали дома в Киеве, Гомеле, Екатеринославле. Каретный двор Корявина из посада Ардонь поставлял кареты в Москву, Санкт-Петербург и другие крупные города России. В селе Валовка делали высококачественные глиняные горшки и другую посуду, а деревни Песчанка и Болдовка славились плетеными изделиями из ивовой лозы. Со временем одни промыслы забылись, другие продолжают жить.
Вызванные жизненной необходимостью, появились и новые ремесла. Об одном из них, появившимся сравнительно недавно, всего в 90-х годах нашего столетия в селе Коржовка-Голубовка, мы здесь и поговорим. В этом селе производят известную на всю Брянскую область резиновую обувь – бахилы (чехлы). Не случайно при въезде в село со стороны Клинцов на дороге укреплена автомобильная покрышка. Это своеобразный символ народного ремесла и визитная карточка села. Бахилы (рис. 1) глубже, чем галоши, но мельче, чем сапоги. Их носят зимой и летом. Как говорят в Коржовке, «не снимаючи». Зимой надевают на валенки и бурки, весной, летом и осенью – прямо на толстые шерстяные носки. Тепло и не сыро. Очень удобно. Вышел из сарая, протер тряпочкой – и в дом.
Маленький ребенок, только что сделавший свои первые шаги, получает маленькие бахилы (бахилятки). Популярны бахилы у охотников и рыбаков. Нынче в них ходит не только вся Коржовка-Голубовка, но и жители окрестных населенных пунктов, а также население деревень и сел шести прилегающих к Клинцам районов Брянской области. Стоят бахилы недорого, взрослые – 150…200 рублей, маленькие – меньше, а носятся те и другие хорошо, да и в ремонт сдавать не надо. Словом, дешево и сердито! А в наши трудные времена такие бахилы – это настоящее решение обувной проблемы!

Рис. 2. Детали бахил

Рис. 2. Детали бахил: а – верх; б – подошва (две штуки)

Все, что связано с производством бахил, необычайно интересно и поучительно. Об этом ремесле лет несколько назад сообщил в небольшой статье под названием «Бахилоград» какой-то всесоюзный календарь. Производство бахил в Коржовке налажено издавна почти в каждом сельском доме. Люди работают в кооперативах, единолично, отдельными семьями – кому как удобнее. Бывшие коммунистические десятилетия, понятно, не способствовавшие развитию кустарных ремесел вообще, а изготовлению бахил – в частности, сделали местных жителей очень осторожными в поступках и речах. По этой причине до сих пор не известны тонкости технологии формования бахил. И все же основная суть ремесла сегодня уже доступна многим.

Рис. 3. Колодка деревянная

Рис. 3. Колодка деревянная

Откуда пошло это ремесло – никто не знает. Известно лишь, что его становление приходится сразу на послереволюционные годы, а если быть точнее – то на времена НЭПа. Старожилы говорят, что основатель ремесла – дед Мороз. Но не сказочный персонаж, а реальный человек по фамилии (или кличке) Мороз. Ему-то первому и пришло в голову соорудить деревянные колодки и натянуть на них резину. В то время технология бахил тем более держалась в строжайшем секрете. При этом коржовцы обычно работали ночами при керосиновых лампах. До самой середины 80-х годов кустарей-коржовцев гоняла милиция, это ремесло было практически на протяжении всего века запрещено. Поэтому еще совсем недавно, как и раньше, делали бахилы в домах ночью при запертых на все запоры воротах. Некоторые ремесленники были осуждены за… спекуляцию. Наверное, оттуда и идет знаменитая коржовская молчаливость о секретах своего производства.
Самым трудоемким процессом считалась предварительная обработка резины. Из консервных банок делали специальные драчки (терки). С малолетства к ремеслу подключались дети. Теперь уже коржовцы не шуруют резину ручными терками: у всех моторы, механизация.
Самое узкое место в нынешнем производстве бахил – дефицит сырья, то есть автомобильных камер. Рассказывают, что раньше доставляли их в Коржовку-Голубовку… вертолетами. Привозили даже самолетные камеры. Кризис нынешней экономики затронул, конечно, и коржовских ремесленников. Но неунывающие мастера опять нашли выход – приспособились покупать камеры… в Китае.

Рис. 4. Соединение верха (1) с подошвой (2)

Рис. 4. Соединение верха (1) с подошвой (2)

При выделке бахил сначала из резины от автомобильных камер вырезают выкройки будущей обуви: две заготовки одинакового размера для подошвы и одна деталь – для верха (рис. 2). Все детали между собой склеивают резиновым клеем. Склеиваемые поверхности перед нанесением на них клея обрабатывают либо металлической теркой вручную (специальные терки-драчки делали, как уже говорилось, из консервных банок), либо на электрическом наждаке, после чего обезжиривают бензином.

Рис. 5. Фиксация склеиваемого бахила на колодке

Рис. 5. Фиксация склеиваемого бахила на колодке: 1 – колодка; 2 – резиновая стягивающая лента; 3 – верх бахила; 4 – линия нахлеста подошвы на верх; 5 – накладка, наклеиваемая на задний стык

Склеивание резиновых заготовок ведется на деревянных колодках соответствующего размера, которые вырезают в основном из березы, клена, ели, сосны (рис. 3). Учтите, что и для левого, и для правого бахила используется одна и та же колодка, то есть колодку делают на одну ногу. При формовании бахила на соответствующие края заготовок наносят резиновый клей и, расположив заготовки на деревянной колодке, склеивают будущее изделие. Как крепят подошву, понятно из рис. 4. Для крепости на соединительный «шов» на заднике бахила наклеивают резиновую полоску. А чтобы в местах склеивания обувь не разошлась, стыковые места на колодке фиксируют, приматывая их к колодкам плотными резиновыми лентами. В таком положении изделие выдерживают в течение 2…3 суток (рис. 5).
Коржовцы-бахильщики – очень трудолюбивый народ. Бытует мнение, что это они половину Клинцов отстроили, вкладывая свои бахильные капиталы в настоящее и будущее своих детей и внуков.
Брянское село Коржовка-Голубовка уверенно входит в 21-й век, опираясь на налаженное в нем производство резиновых бахил, обувая в них окрестные села и города. Похоже, коржовцы не пропадут в бесконечных экономических экспериментах, которые проводятся нынче над российским людом. Ведь уникальная продукция имеет постоянно повышающийся – «благодаря» растущей бедности населения – спрос. И эту нишу на рынке сбыта ничем другим пока заполнить не удается. По этой причине, мне кажется, у этих бахил, увы, большое будущее.

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *