Автомобильный кондиционер своими руками на авто с ГБО
Хочу предложить владельцам автомобилей с ГБО (газобалонным оборудованием) идею, как сэкономить на установке кондиционера.
По роду своей профессии, я механик-холодильщик, давно работаю с такими газами, как аммиак, фреон, СО2 и пропан, а так, как у меня на авто установлено ГБО, то решил использовать пропан для изготовления кондиционера. Тем более, температура кипения пропана даже ниже (-42°С), чем у аммиака (-33°С).
Чтобы сильно не городить огород, решил использовать уже имеющийся на авто газовый редуктор.
Просмотрев десятки раз схему охлаждения авто, меня вдруг осенило – все уже готово для создания кондиционера. То есть уже имеется камера для испарения пропана (газовый редуктор), для охлаждения (радиатор отопителя), осталось только заставить антифриз двигаться по малому кругу охлаждения (дополнительная помпа). Ну и для полного комплекта понадобится 2 шаровых крана на 15 миллиметров и 2 тройника на 16 миллиметров, тумблер или кнопка для включения нашего кондиционера, 12 хомутов.
Схема кондиционера выглядит так.
Эта схема для российских авто ВАЗ, ГАЗ.
Для импортных авто, где радиатор отопителя просто закрывается заслонкой, подача антифриза не перекрывается, схема немного другая. Вместо шаровых кранов нужно установить трехходовые краны и соединить их между собой шлангом, чтобы при закрытии подачи антифриза на редуктор и радиатор отопителя (летний вариант) обеспечить проход антифриза по малому кругу (соединить шлангом кран №5 с краном №5). Проще говоря антифриз должен циркулировать из двигателя в двигатель по шлангу через трехходовые краны. Это необходимо, чтобы помпа двигателя не создавала излишнее давление в двигателе, так как при запуске двигателя термостат находится в закрытом состоянии.
Вся система работает так: на лето закрываем краны подачи и обратки радиатора отопителя от двигателя. Антифриз с помощью дополнительной помпы (от авто ГАЗель, стоит на подаче в радиатор отопителя) начинает циркулировать по малому кругу в отопитель (антифриз забирает тепло из салона авто), в газовый редуктор (пропан вскипает и охлаждает антифриз), затем в помпу (прокачивает охлажденный антифриз через отопитель). На зиму просто открыть краны и все!
Вот и все, у нас получился замкнутый круг, кондиционер готов и уже работает, не забывайте только включать вентилятор радиатора отопителя. Чем сильнее обороты вентилятора, тем эффективнее теплоотдача. И еще одна особенность такого кондиционера: помпа и вентилятор отопителя должны быть включены всегда при работе двигателя на газу, иначе редуктор перемерзнет. Так же можно производить манипуляции с кранами – приоткрывать, если не нужно, чтобы в салоне было сильно прохладно.
Вся работа по изготовлению кондиционера заняли 1,5-2 часа, а по денежным затратам: помпа – 860 руб., 2 шаровых крана – 300 руб., тройники самодельные из патрубков радиатора отопителя ВАЗ-2106 – 140 руб., хомутов 12 штук по 30 руб. = 360 руб., если импортный авто, то вместо шаровых кранов 2 трехходовых – 700 руб. Итого: в зависимости от марки авто от 1660-2060 рублей.
Вывод: реальная экономия и реальная польза!
Николай Евдокимов.
Это ваши фантазии или вы реализовали и опробовали данную конструкцию?
Ничего, что оно работать не будет? ))