Поделки из папье-маше

В начале XVIII века в Европе научились изготовлять разные предметы из клейкой бумажной массы. Новый материал назвали папье-маше, что по-французски означает жеваная бумага. Интересно, что в странах Юго-Восточной Азии подобный материал изобрели намного раньше, причем делали его не из бумаги, а из ветоши, которую долго вымачивали в воде, куда добавляли клей и некоторые другие вещества. В результате получалось мутное месиво, которое ровным слоем наносили на формы из глины. Через некоторое время месиво высыхало, превращаясь в достаточно плотный материал. Сейчас из папье-маше делают куклы, различные скульптурные фигурки, карнавальные маски, муляжи, елочные украшения и многие другие вещи.

Попробуем и мы изготовить из папье-маше некоторые несложные вещи, используя, правда, при этом несколько упрощенную технологию. Так, простые по конфигурации предметы удается получить, оклеивая соответствующую модель (форму) кусочками мягкой бумаги. Этот способ рассмотрим на примере изготовления карнавальной маски.

Рис. 1. Последовательность изготовления маски из папье-маше (из полосок бумаги)

Рис. 1. Последовательность изготовления маски из папье-маше (из полосок бумаги)

На ровной поверхности (фанера, доска) лепим модель маски, используя смесь глины пополам с песком (рис. 1). У подсохшей формы той же смесью затираем все образовавшиеся трещины. Затем форму досушиваем еще двое суток, после чего ее поверхность покрываем парафином.

Первый слой папье-маше выкладываем из намоченных в воде бумажных полосок шириной 2...3 см и длиной до 10 см. Выкладываем полоски так, чтобы каждая последующая полоска на 2...3 мм перекрывала предыдущую. Полоски второго слоя вымачивают уже в клее, например, в клейстере. Разрешается каждую полоску просто смазать клеем. Но в этом случае они хуже ложатся на форму и не так точно передают все ее детали.

Уложив 4...5 слоев, даем заготовке высохнуть. Затем снова наносим на маску 4...5 слоев из бумажных полосок, пропитанных клеем. Высушив заготовку маски, снимаем ее с формы и обрезаем неровности у краев. Затем поверхность грунтуем, сушим и раскрашиваем.

Объемную поделку, например, колпак маски Буратино (рис. 2), можно выполнить по той же технологии, что и одностороннюю. Модель, как и в первом случае, изготавливают из глины или пластилина. Далее модель оклеивают со всех сторон слоями бумаги, сушат. Затем острым ножом разрезают пополам оболочку из папье-маше и извлекают модель. Полученные две половинки поделки склеивают, дополнительно для прочности проклеивая шов полосками бумаги. Затем бумажную копию сушат, грунтуют, красят и, если требуется, покрывают лаком.

Рис. 2. Маска Буратино с объемной деталью (колпаком)

Рис. 2. Маска Буратино с объемной деталью (колпаком)

Итак, мы рассмотрели первый способ получения изделий из папье-маше.

При втором способе изделия формируют не из полосок бумаги, а из пластичной бумажной массы. Подобная технология позволяет получить сложные по конфигурации поделки. Этот способ не требует изготовления специальной модели, но здесь пригодятся навыки в лепке.

Обычно масса для папье-маше имеет следующий состав (все в весовых частях):

бумажная масса (сухая) - 10;

мел тонкопросеянный - 3;

столярный клей (сухой) - 2;

мука пшеничная - 3.

Для получения бумажной массы газетную бумагу режут на мелкие кусочки, складывают в емкость (ведро, кастрюля) и заливают кипятком. Бумагу в горячей воде выдерживают 2...3 суток. Затем воду сливают, а оставшуюся влажную бумагу пропускают через мясорубку. Далее скатывают из массы небольшие валики, сушат их, после чего валики перетирают руками в бумажный порошок. В процессе изготовления пшеничную муку замешивают холодной водой до образования жидкого теста (клейстера). Столярный клей разводят обычным способом, нагревают на водяной бане, после чего горячий раствор заливают в тесто. Осталось бумажную массу тщательно перемешать с мелом и разбавить клейстером до консистенции крутого теста. Готовую массу для папье-маше хранят в закрытой посуде или в завязанном полиэтиленовом мешке.

С помощью такой массы удается создавать различные скульптурные фигурки, панно, настенные маски. Так, при изготовлении настенной маски (рис. 3) на фанере или на металлическом листе делают "болван" (упрощенную модель маски) из хорошо промятой глины, смешанной пополам с песком. Контуры "болвана", в основном, определяют размеры будущей маски. "Болван" сушат, шпаклюют и покрывают парафином, после чего на него накладывают 2...3-миллиметровый слой папье-маше, осуществляя некоторые операции шпателями. Далее из массы скатывают два валика и лепят надбровные дуги. Шпателями прорабатывают глаза. Из крупных валиков лепят нос и губы. Из двух тонких валиков формируют уши, а из крупного куска - подбородок.

Рис. 3. Настенная маска

Рис. 3. Настенная маска: a - "болван"; б - готовая маска

Маску сушат несколько суток. Затем снимают с болвана и приступают к отделке, то есть грунтуют, зашкуривают и, если необходимо, раскрашивают.

При изготовлении различных скульптурных фигурок папье-маше армируют стальной проволокой диаметром 1...2 мм. Причем для лучшего сцепления с папье-маше арматуру свивают из 2...3 проволок. Проволочный каркас закрепляют на подставке и на нем лепят фигурку.

При изготовлении макетов, муляжей плодов и овощей лепку из папье-маше производят в гипсовых формах, которые отливают по натуральным объектам (оригиналам). Обычно гипсовую форму изготавливают следующим образом. В открытую коробку (ящик) кладут глину (пластилин), заполняя коробку на 1/2 высоты. Затем вдавливают в глину до половины оригинал (модель). Далее поверхность глины вокруг модели выравнивают, делают в глине пару небольших углублений в виде конуса, заливают выступающую часть модели гипсом, разведенным до густоты сметаны. Когда гипс застынет, содержимое коробки вынимают, глину, в которую была вдавлена модель, удаляют, тщательно очищая от нее модель. Вынимают и модель из гипса. Теперь остается уложить гипсовый слепок снова в коробку, возвратить в полость в слепке модель и залить коробку гипсом, чтобы он покрыл модель. Все, форма из двух половинок готова.

Не забудьте только, изготовляя форму, все поверхности, на которые будет наноситься гипс, смазывать либо эмульсией из растительного масла и мыла, либо смесью стеарина с керосином, либо жидким вазелином с примесью скипидара. Подобная операция предотвратит прилипание гипса к поверхности, в контакт с которой он вступает. И еще. Делая форму из двух половинок, проверьте, можно ли будет вынуть отливку из такой формы. И не будет ли мешать этому какая-нибудь выступающая деталь на отливке. В случае необходимости форму придется сделать из трех - четырех кусков гипса. Да, объясним также назначение углублений, которые мы сделали в глине. Понятно, что в первой отливке из гипса в результате образуется выступающий конус, а во второй - впадина. Словом, образуется "фиксатор", который позволит точно установить половинки формы относительно друг друга (таких "фиксаторов" лучше предусмотреть два-три).

Изготовив форму из двух половинок, можно заняться получением изделий из папье-маше, которые формируют либо из уже упомянутых выше кусочков мягкой бумаги, накладывая их на стенки половинок формы, либо из заранее подготовленной массы. В первом случае в формах выклеивают нижнюю и верхнюю половинки изделия, после чего половинки склеивают между собой, накладывая для крепости на стык бумажную полоску (рис. 4).

Рис. 4. Изготовление муляжа яблока с помощью формы из двух половинок

Рис. 4. Изготовление муляжа яблока с помощью формы из двух половинок: а - половинка формы; б - формирование половинки "яблока"; в - "яблоко" из двух половинок; г - для крепости половинки "яблока" оклеивают полоской бумаги; д - "яблоко" с огрунтованной поверхностью; е - раскрашенное яблоко

Во втором случае из теста из папье-маше (тесто имеет консистенцию оконной замазки) готовят лист толщиной 3...4 мм, раскатывая тесто с помощью бутылки. Затем тесто (листы) укладывают в половинки формы и проминают пальцами, чтобы тесто заполнило все углубления формы. Далее обе половинки соединяют между собой и связывают веревкой, чтобы случайно половинки формы не сдвинулись, и ждут, пока тесто не высохнет.

Отделка

Отделку заготовок из папье-маше начинают с огрунтовывания поверхности. Состав грунтовки зависит от вида краски. Если предполагают красить изделие масляными красками, то грунтуют олифой. При использовании олифы ее нагревают до кипения и опускают в нее изделие на несколько минут. Затем изделие извлекают, дают олифе стечь и сушат поделку 2...3 суток. В случае габаритных изделий их покрывают горячей олифой с помощью кисти, делая это три - четыре раза. Если необходимо, неровности и потеки на поверхности зачищают мелкой шкуркой. При окрашивании изделия светлыми красками в олифу добавляют 8...10% сухих цинковых или титановых белил. При желании придать изделию темный цвет олифу смешивают с густотертой краской черного цвета.

При отделке изделий нитроэмалями и нитрокрасками их грунтуют, покрывая 5...8 слоями нитролака (НЦ-221, НЦ-222 и др.). Первые три слоя наносят лаком, разбавленным растворителем (соотношение лака и растворителя 10:1). Каждый слой сушат.

Затем приступают к раскрашиванию изделия, если это необходимо.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разместить материал
Мы с радостью разместим Ваши интересные статьи на нашем сайте. Для отправки материала свяжитесь с нами через Форму обратной связи.